Больше рецензий

30 апреля 2019 г. 23:11

Лучшее на Лайвлибе

847

5 Классика

Так о чём эта книга, книга Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Если в двух словах, то она о многом…не зря Булгаков писал её достаточно долго и не с первого раза она родилась.
Книга о Мастере с утраченным именем, об истории непризнанного гения, принявшего свою неудачу, якобы сошедшего сума от надуманных страхов и в итоге возжелавшего покоя.
Она о Маргарите – женщине скучающей, логичной (по своему), осознающей верно себя и происходящее, безгранично жертвенно любящей: «Тот, кто любит, должен разделить участь любимого», и милосердной.
Для Булгакова, милосердие – это проявление женской натуры в целом, а не только Маргариты. Женское милосердие, одобренное мужским мнением, свершается.
«- Ради бога, не мучьте его! - вдруг, покрывая гам, прозвучал из ложи женский голос, маг повернул в сторону этого голоса лицо.
- Так что же, граждане, простить его, что ли? – спросил Фагот, обращаясь к залу.
- Простить! Простить! – раздались вначале отдельные и преимущественно женские голоса, а затем они слились в один хор с мужскими.»
Книга о людских пороках в бесконечных своих проявлениях: «Любят деньги, (…) легкомысленны, (…) милосердие иногда стучится в их сердца, (…) квартирный вопрос только испортил их…»(в целом все без изменений, на данный момент времени). Люди никогда не могли существовать без хлеба и зрелищ, поэтому столь привлекательны читателям Кот и Коровин, главные шоумены произведения.
Безусловно, Булгаков был мастером слова! Его описания столь красноречивы, что в два счета, читатель рисует в своем воображении мельчайшие подробности происходящего. И мастер знает особенность своего таланта и осознано ведет читателя за собой. «Но довольно, ты отвлекаешься, читатель! За мной!..». Как в двух словах описать скандал? На ум приходит максимум «громкий», да «сенсационный» - сухо и скучно, а у него: «…Словом, был гадкий, гнусный, соблазнительный, свинский скандал…» - и уже выходит экспрессивно и иронично. А у котов, оказывается, бывает «утренний вид», и ведь сразу понятно как этот кот выглядит. Небо может лопаться, то, как загрустит, а то и вовсе полинять. Вот так искусно Булгаков играет словом.
Книга о религиозной истории, об истории прокуратора Понтия Пилата и Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, с претензией на достоверность описанного. С религиозной точки зрения, судить об этом не берусь, т.к лично не присутствовала в момент происходящих событий, а то вдруг и в моей жизни, с подачи профессора черной магии Воланда, появится какая-нибудь Аннушка, с подсолнечным маслом (шутка).
Скажу о двух основных, для меня, мыслях в этой истории. В чистом виде человек не в состоянии принять ни добро, ни зло. Столкнувшись с подобным человеческий рассудок не способен сразу принять это. И не смотря на всю свою мудрость, Понтий Пилат, лишь после, распознал всю важность для людей и себя лично преступника Иешуа, считавшего что «…злых людей нет на свете», он посчитал его слабоумным. Чистейшее проявление добра в виде Га-Ноцри было отвергнуто. Так же как и чистейшее проявление зла в виде Воланда. Вот только последствия были различны, а точнее доказательства. И кто-то теряет рассудок от подобных встреч, а кто-то и голову целиком, в зависимости от количества ума, сообразительности и чувства такта. Вторая мысль перекликается с первой, зло и добро друг без друга не существует и их границы условны.
Много рассказанных историй в книге и все они вытекают одна из другой. Много персонажей ярко описанных, с практически полным погружением в их характер. И это многообразие заставляет задаться вопросом. Кто главный герой? Мастер? Маргарита? Воланд?....?... Для меня (в этот раз) – это поэт Иван Николаевич Понырьев, пишущий под псевдонимом Бездомный, в последствии полюбившийся и с легкой руки автора ставший Иванушкой.
Истории помещенные в 400 с лишним страницах наталкивают на глубокие размышления, и чтобы читатель не уставал думать, половина из них содержит развлекательную часть о полетах, нагих женщинах/ведьмах, о балах, убийствах и т.д. В целом Булгаков мастер слова и мастер зарождения мысли. Браво!
Через n-ое количество времени я вновь вернусь к этому произведению, дабы найти в нём что-то упущенное и не понятое, и нет сомнений в том, что найду.