Больше рецензий

Eli-Nochka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 апреля 2019 г. 23:09

166

4

Все писатели - фантасты видят будущее по-своему. Кто-то пророчит человечеству апокалипсисы, катастрофы, войны и смерть, кто-то предполагает, что впереди глобальное развитие технологий и вскоре нас ждут механизмы, которые облегчат нам существование, а мы будем летать в отпуск на Марс; одни авторы делают упор на перемены в аппаратах управления государствами, другие больше акцентируют на непосредственно людях, их характерах и действиях. Думаю, что есть еще много иных вариантов, комбинаций и прочего, но Мэтт Рафф не делает ничего из вышеперечисленного и неперечисленного тоже. Он не настраивает фокус на какую-то одну тематику, он просто смешивает в кучу все: людей, реальных и нереальных, зверей, растения, политику, нравственность, войны, катаклизмы, террористов, технологии, искусственный интеллект и еще уйму всего, приправляет щепоткой юмора и подает читателю под видом своего видения будущего, а именно 2023 года, из своего 1997. И делает это вполне неплохо.

Начало книги сразу дает понять, что никакого светлого будущего нам тут ждать не стоит: канализация со всем сопутствующим и огромная акула, сожравшая троих человек, в придачу, встречают нас с распростертыми объятиями. И даже огромные небоскребы Гарри Ганта не исправляют ситуации - мы то знаем, что под ними.

Это странный мир, который очень похож на наш и в котором даже есть Трамп, но если в части человеческих качеств мы, вероятно, догнали и перегнали персонажей книги, то по уровню технологий нам еще ползти и ползти, и что-то мне подсказывает, что даже наши внуки этого не застанут. Этот мир населен роботами - помощниками, которые могут работать, быть домохозяйками, охранять и выполнять определенные приказы, они очень похожи на людей и вообще расходятся на ура. Только вот в чем странность - не смотря на то, что некоторое количество лет назад неизвестная болезнь выкосила почти всех негров (и нет, не афроамериканцев, все вопросы к автору), самый высокий спрос существует на темнокожих помощников, позже прозванных Электронеграми. И вот случается невероятное, практически невозможное - такой вот агрегат, по сути не имеющий в своих настройках подобного варианта развития событий, убивает человека.

Или все было не так?

Это странный мир, который очень похож на наш, но где вы видели подводную лодку в розовый горошек, которая атакует огромное судно взбитыми сливками и палкой колбасы, а на его борту обитает компания совершенно разношерстных экопиратов, которые топят за экологию и бросаются спасать лемуров зная, что это ловушка? У капитана корабля, Фило, одного из немногих уцелевших негров, есть дочь, Серафина, тоже уцелевшая, которая не умеет читать, но зато у нее есть ДРУГ Бобер, с которым эта проблема исчезает, и нет тревожности, поэтому на любую ситуацию она смотрит с оптимизмом. Экипажу предстоит огромное сражение, в котором поучаствуют...

Ладно, без спойлеров, все равно все кажется снова было не так... А если...

Гарри Гант - человек, поднявшийся из грязи в князи, увлекающийся гений, которому интереснее получить результат, который ему хочется, чем считать, будет ли это коммерчески выгодно; удивительный человек, который боясь высоты построил себе гнездо на вершине самого высокого здания, которому главное - "клевая идея", все остальное приложится. Его жена, или бывшая жена - была четвертой в той канализации, в которой съели троих. Она спаслась, буквально чудом, но, конечно, не выпала из этой истории, а наоборот втянулась по самую макушку.

Или...

Нет, говорить о сюжете - дело бесполезное, от каждого персонажа можно провести сюжетные линии и на выходе получить энное количество вполне логичных и насыщенных событиями историй, только вот далеких от того, что было написано в книге. А в ней время скачет вперед и назад, делая всяческие кульбиты и выкрутасы, как ему заблагорассудится. Герои сходятся - расходятся, появляются в самых неожиданных местах и пропадают без предупреждения, общий сюжет вроде бы куда-то идет, но что важнее: сражение Фило или история Ганта? Расследование убийства или чудесный "жук" с интеллектом? Глаз Африки или Двадцать Девять Оттенков Снега? Мадам в возрасте 180+ или автор романа "Атлант расправил плечи"? Может быть кто-то ответит на этот вопрос, я же понимаю, что нет чего-то лучшего или самого важного. Это как с зубной пастой - одна - отличная, вторая - наилучшая, и так далее, и все они лучшие.

Важен не сюжет. Важны именно детали - герои, моменты, юмор. Мне кажется, что автор не стремился преподнести какую-то целостную картину мира и историю от и до, это большая фантазия на тему, в которой много сатиры на современное общество, много стеба, юмора, под конец книги появляется дикий экшн, акула начинает ходить пешком и летать, по улицам катятся танки, а Гарри рубится в виртуальную игру ради спасения своих родителей... Нет, подождите, рубится потому, что ему нравится рубиться, это же Гарри. О героях можно написать отдельный трактат, так как у каждого есть прошлое, каждый почему-то пришел именно в эту точку, в которой развиваются события, и пришел он не просто для того, чтобы постоять в сторонке и покурить, наблюдая. Автор тасует героев как карты в колоде, они постоянно перемещаются и перегруппировываются, поначалу сложновато определить, кто это и почему он тут, а не там, но со временем привыкаешь.

Конечно, есть авторы и покруче. Конечно, есть произведения с более продуманными сюжетными ходами и всем прочим, но мне очень импонирует вот это ощущение того, что автор просто решил покуражиться, взять гору своих идей да и впихнуть их в одну книжку, и пусть у читателя волосы дыбом встают от того, что там намешано, шалость удалась! Я считаю, что у Раффа получилась очень годная вещь, пусть не дотягивающая до шедевра, на мой взгляд, но все же достойная внимания.

P.S. Сознательно никак не комментирую линию с Айн Рэнд, книг автора я не читала, сравнить не могу, но когда-нибудь обязательно.

Книговинные Апрель. Бонус основной.
Привет Ctixia , sandy_martin и Meredith