Больше рецензий

26 апреля 2019 г. 13:55

2K

5 «Туманы Авалона»

Сложно сосчитать, сколько раз творческие люди обращались к легендам об Артуре. Не только в мире кино, но и в литературе встречается немало интерпретаций. Некоторые отличаются реализмом, некоторые по-своему трактуют семейные связи короля, но «Туманы Авалона» занимает среди всего разнообразия легенд особое место.

Чтобы читать труд Мэрион Зиммер Брэдли и получать от него удовольствие, нужно сразу понять, что это за зверь такой. В первую очередь это книга женщины и о женщинах. Это не простое развлекательное чтиво, которым можно скоротать денек-другой, а именно что труд по изучению дам тех времен. Здесь нет места эпичным сражениям. Да что уж там, даже дуэлей не предвидится! Недаром повествование идет от лица важных для артурианы женщин. Игрейна, Вивиана, Гвенвифар, Моргауза. Все они так или иначе повлияли на историю Артура, да так, что тот и шагу не мог ступить без их наказа. И все же главной героиней книги можно назвать Моргейну. «Туманы Авалона» именно что об этой волшебнице, а не о великом короле. Потому и неудивительно, что повествование то и дело возвращается к прялке или родам. Но больше всего женская рука чувствуется в сценах близости персонажей. Кажется, что роман вот-вот скатится во что-то с названием «Страстный Жеребец». К чести Мэрион Зиммер Брэдли, черту она не переходит.

Не стоит забывать и об объеме книги. Шутка ли, тысяча страниц метаний и тяжелых дум. Никаких тебе боев, никакой динамики. Лишь размеренные мысли. Не каждый выдержит подобное. И все же, если вас не испугают десять сотен страниц и некоторая монотонность, то в книге вы найдете умные споры о религии, психологизм, накал страстей и даже определенную трагедию.

«Туманы» охватывают огромный промежуток времени. Моргейна успевает из младенца превратиться в девочку, на которую вешают новорожденного брата, затем в девушку, которой предстоит воплотить волю Богини, а следом в женщину и старуху, которую тяготит груз былых ошибок. Немудрено, что за это время количество действующих лиц разрослось с пятака до десятков. И все друг другу кому-то приходятся: брат, сват, кузен. Несложно запутаться, но текст учтиво напоминает нам, в каком родстве состоят персонажи.

И, пожалуй, именно в колоритных образах и есть главное очарование книги. Каждому читателю под силу найти себе любимчика, пусть тот и будет спрятан где-то в складках третьего плана. Нас встречает обилие рыцарей, от жестокого убийцы до воплощения благочестия, целая толпа придворных дам и жители того самого мистического Авалона. Персонажи прописаны отлично. Им легко сопереживать, их нетрудно понять, но сложно простить, если они поступают подло. Все как надо и все работает, хоть некоторые и застряли в своеобразном колесе. Та же Гвенвифар то считает, что Бог наказывает ее за грехи, то решает наплевать на такого Бога, что запрещает ей спать с любимым мужчиной. И так от главы к главе королеву мечет из одной точки в другую. Кстати, об Авалоне…

В самой книге мало чего-то магического. Там промелькнет дракон, там засверкает Грааль. Щепотка пророческого Зрения, пара амулетов. Ничего серьезного. И все же остров Авалон пропитан магией, он сама ее суть. Несмотря на скудное описание обители Владычицы Озера, чувствуется, что он не от мира сего. Чувствуется, что за его туманами скрыты таинства, которых обычный человек недостоин. А уж ритуалы с венчанием Короля-Оленя вызывают прямо-таки языческий, первобытный экстаз.

Артуриана слишком популярна, чтобы не знать ее основ. Каждая собака облаяла Гвенвифар за измену королю с его приближенным, а птицы то и дело гадят на мужчин в черных куртках, если те походят на Мордреда, ведь тот убил собственного отца. Однако же автор адаптировал некоторые события под свою рукопись. Например, Артур теряет свои чудесные ножны несколько иначе, чем принято считать, а Ланселет стал сыном Вивианы. Подобные косметические изменения идут лишь на пользу книге, ведь история стала стройнее и логичнее. А кроме того, знание дальнейших событий приносит определенное удовольствие, когда персонажи роняют неосторожную фразу. Чего только стоит первая встреча Ланселета и Гвенвифар, когда будущая королева была еще совсем юной!

В осмыслении легенд автор заходит особенно далеко, когда дело касается Мерлина и Владычицы Озера. Из-за спорных моментов в разных источниках эти две фигуры, несомненно, самые загадочные во всей артуриане. Мэрион Зиммер Брэдли использует весьма убедительную теорию исследователей, что и мерлин, и Владычица Озера — лишь титулы. Их передают достойнейшему, дабы тот нес груз власти. Занятно, что один из мерлинов в книге известен как Талиесин. Именно так звали барда, в сочинениях которого впервые встречается упоминание этого волшебника.

По этой рецензии несложно заметить, что и имена персонажей необычны для ушей и глаз. Ланселет? Моргейна? Гвенвифар? Поначалу непривычно, но уже через три сотни страниц персонажей не хочется называть иначе, чем диктует нам роман.

Чем же еще могут зацепить «Туманы Авалона», помимо отличий от привычной нам артурианы да колоритных персонажей? Пожалуй, прекрасный стиль. Ощущение, что в руки попал не бестселлер конца двадцатого века, а потерянная часть «Смерти Артура» Мэлори. Истинный средневековый роман со всеми вытекающими. Но, несмотря на это, читать текст легко. Он не вычурный, не сложный и не замысловатый. Это однозначно показывает мастерство, которым обладает Мэрион Зиммер Брэдли.

«Туманы Авалона» слегка монотонный, слишком вдумчивый роман. Но если проявить некоторое терпение, то вам откроется действительно умная книга, показывающая мир короля Артура под иным ракурсом. Тут нет битв и эпика, но есть прописанные характеры, нескучные споры о религии и ощущение истинной, хоть и редкой магии.

Источник