Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 апреля 2019 г. 16:12

3K

5 Свободная игра разума

Вечный треугольник

Текст, автор, читатель - три творца.
С подобными монстрами разговаривать можно исключительно в одном стиле: раскодировка, подбор ключа, а дальше как фишка ляжет. Зацепит - будешь читать и прикалываться (коль скоро ты дошел до "Гаргантюа", понятно, что не просто так ты небо коптишь!), нет - ну, в сторону и всем на два поколения закажешь читать эту чушь.

Поскольку любой текст - источник интерпретации, то сказать, что интерпретация "ГиП" - главное, ничего не сказать. Можно утонуть в бесконечных образах, травести, нескончаемом пердеже, упоминаний гульфика, 150 000 девок, сопровождающих героев войны и труда и т.д.

С этим в тексте - покруче "Дон Кихота" будет!
Какие там гиперболы - супергиперболы! И? Да ничего. Ключ, ключ поискать нужно. эМэМ Бахтин увидел его в карнавальной культуре и телесном низе её как основы этой самой карнавально-народной культуры. Подтверждений этому - миллиард, больше, чем рождается карлиц от ветров, исторгаемых Пантагрюэлем. Наверное, это так и есть. Социальное значение карнавалов в Средние века...если толковать это именно с точки зрения социального предназначения - да, всё так и есть: перезагрузка до следующего года своих социальных ролей. Это же прикольно: в жизни быть садюгой, а в анонимном сообществе отдаться своей истинной природе: мазадюхе! Прикольно! Кстати, есть такой распространенный...миф - не миф...Одним словом, наибольшем персонажем, отдающимся в соответствующей обстановке самым-самым раскрепощенным действиям, "подтверждая" народную мудрость про тихий омут, - это...бухгалтер! Тихий, спокойный..но это - до карнавала и срывания всех и всяческих масок. А на самом деле...

Так откуда же это невероятное преувеличение всего? Зачем, почему это? Почему - карнавал? Не думаю, что ответ (гипотеза, разумеется) какой-то очень сложный, не думаю. Если ракурс социальный, исторический - всё дело в совершенной зарегламентированности всего в той, чуждой нам :))), средневековой жизни. Плоти и духа. Не вздохнуть, не газы выпустить, тем более - прилюдно, громко и со смаком. То же самое - с жизнью души (а откуда тихий омут-то? Оттуда, вестимо). И? Понеслось! Наверное, так всё и есть. С точки зрения крупных идей и феноменов, наверное, всё так и есть. Моя идея - в другом.

Игры разума

Совершенно очевидно, что при анализе останавливаться на уровне историзма, социологии, не совсем правильно. Безусловно, это дает фон, чрезвычайно важный для понимания сложных вещей, особенно в сфере культуры. Но это - только декорации. А есть творец, который - да, гений, но и - да, "просто" человек. Он творит текст, но и текст делает его, связь - двухсторонняя. Не говоря уже о читателе. Кстати, обожаю принцип историзма, обожаю. Итак.

Я подумал, что нужно оглядеться вокруг. Ну, первое,кто пришел бы на ум в попытках понять Рабле, конец 15-начало 16 века, Эразм. Там пожары парадоксов - не по-детски, согласитесь. Но напрягла дата публикации "Похвалы" - самое-самое начало 16-го. Зацепил ли Рабле саму тему? Скорее всего - да. Он сам- бонвиван, блестяще образован, остроумен, близок к царственной особе. Пройти мимо подобных диссидентствующих тем невозможно! Скорее всего, в копилочке у Рабче "Похвала" была. Но это - не "ГиП", далеко нет!

Посмотрел в другую сторону: Босх, если честно, то сначала не он - Брейгель с моими любимыми "Фламандскими пословицами", а потом уже и Босх. Не думаю, что Брейгель был предтечей (посмотрел в Вики - конец 50-х 16 века, "ГиП" почти весь уже напечатан), но тема...тема подхвачена. Более того: чем "ценен" Брейгель? Визуализация абсурда, почти абсолютная раскрепощенность в визуальном ряду. Композиционная самобытность...хотя, Босх-то уже состоялся! Одним словом, тема явно витала в воздухе!
Но почему "игры разума"? Да потому, что совпало. Блестящая образованность, характер, социальные связи, общая для Европы тема. Напомню: Реформация. В ту же самую копилочку. Давайте сейчас об образах чуток.

Главный вопрос к подобным произведениям: откуда? Откуда они берут это всё??? Табак ещё в Америке. Трава с Востока вроде как тоже не поступала...хотя что там они в кальян клали - кто знает?
Алкоголь? Ну, да, был, конечно! Сколько было любителей, а вот с фантастическим образами получилось...ну, вспоминали сейчас...сколько вспомнили у кого получилось? Четверо? Пятерка?
Скорее всего, эти вот образы и есть знак избранности, отметина вечности. Всё ведь было на виду, а сложилось в картинку у Рабле! Ну, использовал комбинаторику (интересно, знал такое понятие?), выпустил на свет Божий младенца не обычным путем, а замысловатым, русским - через ухо. Почему через ухо и почему - русским? А что у нас делается не через ухо?! И сколько же таких вот рыцарей в каменных доспехах нужно было придумать?! С игрой слов и в слова. Ну, смотрите, в пятой книжке: в первый день они постились через пень-колоду, во второй - спустя рукава, в третий - во всю мочь, в четвертый - почем зря. Не напоминает ли это сюрреалиста эМ.А. Булгакова с его прямоходящими кошками и прочей нечестью?

Интеллектуал, великолепно образованный медик, "друг" французского короля, прошедший крымирым, что ещё нужно, чтобы применить свой "освобожденный разум"??? Ничего! Всё у него было в наличие, и наличие это он и использовал по назначению.

И предъявил публике. И вот уже 600 лет читаем. Ну или говорим, что читаем. Осилить такого монстра, как и "любить иных" - тяжелый крест. Но сделать это "нужно". Кому и для чего?

Главный ответ на вопрос "читать/не читать?"

Мишель Фуко писал о неизменной природе и структуре знания. Даже книжку об этом написал. "Археология знания" называется.
Читать "ГиП" нужно в первую очередь интеллектуалам и всем претендующим, по-хорошему, по-настоящему, на это на самом деле классное звание. Потому что "ГиП" - это игра разума, свободная, веселая, захватывающая. Посмотрите на текст с этой точки зрения - и вопрос читать или нет - уйдет сам по себе. Потому что какая разница - железные или каменные доспехи у великанов во главе с Вурдалаком? Какая? Важно, что почти метод свободных ассоциаций - работает, важно - свободное соединение несоединимого, а это - круто, по-настоящему круто! Не только для 16 или 21 веков - это круто всегда. Потому что только и исключительно тебе пришла в в голову мысль о подобном соединении.

"ГиП" - это действительно игра интеллекта. Игры-то сами по себе - вещь интересная, а когда этим занимается незаурядный интеллект - ну, слов нет, правда, нет. Самое же важное - подобные интеллектуальные игры - вне времен, как и сам интеллект. Тот, кто претендует на обладание им - в очередь! В очередь, хорошие люди! На прочтение!

Комментарии


Ого, прочтение "ГиП" уже само по себе заслуживает уважения! Я то когда-то прочитала в варианте для детей.:)


Оксан, доброе утро!
Сколько раз я подступался - ты бы знала!

Ну вот. С этими парнями на самом деле - ключ, нужен ключ. Иначе - какие-то хрен поймешь "приключения". И типа - смешно, ну должно быть. Как бы. Ведь лайков-то за столько лет было набрано - мама не горюй! И что?

Нам-то, простым читателям, нам-то что делать? Смеяться над вызывающим недоумение текстом, если смотреть на него как на источник векового веселья? Одним словом - ключ.

Я ловил себя на той мысли, что с чем-то бахтинским я не согласен. Сказанное Михаилом Михайловичем - для своего времени и для истории литературы, наверное, концептуального искусства - всё правильно. Да, собственно, и сегодня никто не опровергает его гипотезу. Но что-то должно быть ещё, именно - в работе с текстом. Текстом как художественным произведением. Написанным в конкретную эпоху. Человеком офигительно амбициозным. И проблема - он действительно такой офигительно продвинутый, умный, интеллектуальный, сибарит, с кучей топовых связей...Ну что от него можно было ожидать ещё? Что?

И вот, смотри, он болтался по жизни и дворам, набирался опыта и впечатлений, оттачивал разум, интеллект, наслаждался жизнью, понимая: есть крыша, а она действительно была, да ещё какая! Инквизицию не боялся! И?

И получается такая картина: искусство ради искусства, чистое искусство, чистая игра интеллекта, абсолютно рафинированная! А дай-ка я про член напишу! Написал! А дай-ка перну и опишу! Пернул и описал. А дай-ка хрень замучу с судебным процессом, где никто не говорит о сути дела! Замутил, описал и - полный мир и жувачка! Что это если не рафинированные игры гениального человека?

Я не знаю, был ли проект с книжкой удачен коммерчески (а мой обожаемый "Дон Кихот" был), не знаю. Но кайф увидеть офигительного объема собственное произведение, аналога которому - ну, не знаю - был, нет, - увидеть всё это изданным, да ещё заработать (полюбасу издатели заплатили автору) - что, сейчас это не круто? Нет?

И поэтому нужно было найти этот ключик. Поскольку "ГиП" - в чистом виде искусство концептуальное, то и ключ нужно было искать там же. Как я понял это - свободная игра свободного интеллекта - это и есть "Гаргантюа и Пантагрюэль". Знаешь, когда я касаюсь таких глыб, таких святынь человеческой культуры - ты бы знала, как хочется написать какой-то сценарий, придумать фильм и снять его! Скоко же там можно было наворотить! По-современному, - как сказал Гоблин в одной из своих озвучек.

Так же, как и "Доном" - всё "тянулось" у меня больше месяца. Блин, иначе не подступиться. Хрень писать не хочется (ну, для кого-то, конечно, и написанное - хрень), а подумать, придумать, наконец, в меру своих способностей - здорово!

Поэтому вне всякого сомнения, "ГиП", как и "Дон", как и "Божественная", - всё это для "избранных". Не в смысле суперинтеллектуальных или каких-то эзотерических способностей, нет. "Избранные" - кто хочет посмотреть на текст как интеллектуальное произведение, как на загадку: почему он замутил такую ерунду? Как ему пришло это в голову? Сколько таких "нелепостей"? Почему - таких? Это настолько увлекательно - ты бы знала! Поэтому и рекомендую к прочтению.
A propos. Кто бы мог экранизировать текст, с обязательным вплетением реальной жизни Рабле? По-другому - нет, это не экранизация, скучный пересказ текста.
Так что если соберешься прочесть - в добрый путь! Вне всякого сомнения, "ГиП" - одна из немногих вершин человеческой культуры.


В раздумьях - принять вызов иль не принять?:)
Однозначно, это ТРУД автора, и все человеческие пороки актуальны и по сей час, ничего не изменилось.:)
Там и юмор, и гротеск и бурлеск, всё как я люблю, но меня и так подозревают в промискуитете, поэтому на время воздержусь, наведу порядок в читательской жизни и с чистой совестью возьмусь за Рабле.:)


Ух ты, как интересно - промискуитет!
И кто же Вас в этом деле подозревает?
Неужели в связи с Пантагрюэлем?????


Очень смешно!:)))
Вы же и подозреваете! Память у Вас, однако "девочковая", или это Игра по-нашенски?:)))


Оксанка, ты жжешь! Я тебе об этом так прямо заявляю, что прямее не бывает!!!


Освежу слегка Вашу память!:)))

Читать 5-6 книжек одновременно - это уже промискуитетом назвать можно :)))

Ох, возраст, возраст, Оксана Ивановна!
Я вспомнил, как хотел назвать тех, у кого ручное управление: волки позорные! Так бы их и Струугацкие определили бы.
Волки позорные!


Вот и не верь в совпадения на ЛЛ! Вчера тема волков, козлов и коз была в тренде!)))


а я вот в раздумьях - покупать (ну и читать - соответственно) ГиП или нет? давно интригует но что-то останавливает.


Ох, не легкое это дело читать такую кижку!