Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

24 апреля 2019 г. 11:41

534

5 Художник справедливости

После задиристого, лиричного и крайне проницательного Холлинга Вудвуда Гэри Шмидт с какой-то невероятной легкостью создает в своей вселенной еще одного не менее обаятельного героя. У Дуга Свитека судьба довольно похожа на жизнь бывшего одноклассника. Мальчик не только «переезжает» из «Битв по средам» в новую книгу, но и буквально переезжает в другой город, где его ждут уже знакомые сюжетные ситуации. Это и конфликтный семейный климат, и первая влюбленность, и борьба с учителями, и наставник, вводящий героя в мир искусства. Даже война во Вьетнаме и театр не минуют жизнь Дуга.

Пусть Шмидт и старается стилистически разделить мальчиков, второстепенный хулиган Дуг обнаруживает такую же подростковую проницательность и доверчивость. И пусть его семья – не Идеальный дом помешанного на успешном бизнесе архитектора, а съемная Дыра фабричного рабочего, здесь также родители живут вместе по принуждению, пока дети предоставлены сами себе. Старший брат Дуга (которого, как потом выясняется, зовут Кристофер), уморительно паясничал в первой книге, а здесь становится грубее, злее. Но и ему писатель на финал приготовил сентиментальную сцену. Пожалуй, в этой книге Шмидт даже больше верит в людей. Он последовательно показывает, как городок Мэрисвилл отталкивает новых горожан, а затем принимает их. Не только за какие-то заслуги. А просто потому, что люди по своей природе недоверчивы, но нуждаются друг в друге – в помощи, общении, чтобы поделиться друг с другом радостями и горестями своей жизни. Писатель не чуждается сатирических красок, порой довольно карикатурных. Он не вдается в психологические мотивировки, а свободно играет с неким социальным мифом. Отнесенность действия в 60-е годы прошлого века, конечно, привносит ретро-интонацию, но больше позволяет уйти от народившихся проблем современности, придать повести добродушную, пусть и местами язвительную, притчевость. Здесь важно само ощущение детства, которое сталкивается с жестокими, иррациональными с его точки зрения явлениями. И обостренное чувство справедливости как раз и позволяет навести в этом прошлом порядок.

Поскольку детство не может быть безоблачным, пусть хотя бы остается надежда на исправление. Как это случилось со старшим братом Дуга, вернувшимся из Вьетнама инвалидом. Шмидт не лучший манипулятор, способный вызвать слезы сочувствия. Но он делает куда более важную вещь. Рассказывая, как Лукас адаптируется к жизни в семье и городке, Шмидт глазами Дуга показывает, как семья и городок учатся принимать Лукаса. И не только как человека с ограниченными теперь способностями. Война калечит не тело, а души, разум. И за свершенное никому нет оправданий – ни идеологических, ни политических, ни этических.

В своих книгах Шмидт не упускает и просветительский момент. Сначала он вместе с Холлингом учит читателя разбираться в тонкостях поэтики Шекспира. А теперь с Дугом рассказывает о композиции рисунка на примерах знаменитых гравюр Джона Джеймса Одюбона. «Птицы Америки» отражают внутренний мир героя, подсказывают ему непростые моральные решения и настраивают на жизнь во взрослом мире. Мнимый хулиган (а на самом деле очень ранимый, отзывчивый и мечтательный) превращается постепенно в художника, потому что не просто столкнулся с искусством, но и нашел себе проводника, учителя. И этой идеализации Шмидта охотно откликаешься.

Иллюстратор Дарья Богданова-Чанчикова к этой истории тоже создала ряд иллюстраций и заставок. Такие же вихрастые, схематичные, с наслоением фонов и фактур, они органично сливаются с текстом в переводе Владимира Бабкова. Американская действительность даже как декорация не снижает остроту и первостепенность общих для всех подростков проблем, откровений, вопросов.