Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

23 апреля 2019 г. 07:58

675

4 Нет, не прелесть эти сказки

Нельзя было не заметить сборника с таким провокативным названием, я прочла из него две истории в год выхода книги: коротенький спич Каннингема о "Диких лебедях" и рассказ "Где я была" Петрушевской о Бабе Яге. Первый очаровал и положил начало влюбленности в автора; второй укрепил во мнении, что Людмила Стефановна не мой автор и никакие литературные достоинства ее прозы не перевесят внутренней идиосинкразии. питаемой к скулящему нытью, доведенному до совершенства (онтологическое расхождение, кто понимает). А больше читать не стала, скорее всего не встретила в списке авторов ни одного знакомого имени.

Будь я тогдашняя повнимательней, поинтересовалась бы переводами и мимо Сергея Ильина, точно, не прошла, он был первым переводчиком, с которого начался мой благоговейный интерес к людям этой профессии, и на все времена останется самой большой любовью. Хотя, все к лучшему в этом лучшем из миров, потому что Максима Немцова и Шаши Мартыновой, работа которых с произведением для меня сегодняшней необходимое и достаточное условие чтения, тогда не знала.

Но как бы там ни было, в начале было слово, в смысле - авторский текст стоит на первом месте и сегодня, через шесть лет после выхода сборника, можно оценить, кто из авторов "выстрелил", добился известности за местечковыми пределами феминистской диаспоры. а кто в ней и остался. Констатирую - никто, кроме Каннингема, но он и прежде был величиной. С грустью, потому что кроме сомнительных достоинств сказок, вроде той, что "О Бабе-Яге и Пеликаничке" Уильямз, невразумительных "Страсти" Китса и "Глаз собак" Корин или сделанных по принципу "чем-мерзее-тем-лучшее" "Теплого рта" Максуинни и "Братьев Лебедей" Джексон - в сборнике есть и хорошие вещи.

Говоря "хорошие", я не имею в виду "тех, от которых не мутит", но именно такие, которые интересно читать и с ними есть над чем подумать, и на сердце от них тепло (или зябко, но это правильный холод). я сейчас буквально по несколько слов скажу о тех, которые понравились.

"Брат и птица" Алисса Наттинг ("Сказка про можжевельник" Братьев Гримм), фраза из этого рассказа стала заглавием сборника, сослужив ему не самую добрую службу. История пасынка и злой мачехи, которую можно было бы счесть нарочито хардкорной и сделанной в расчете любой ценой привлечь читательское внимание, не будь в нем этой прозекторской пристальности внимания к беспомощности ребенка, на глазах которого творится большое зло.

"Хансель и Гретель" Фрэнсин Проуз (одноименная сказка братьев) - "бывают странные сближенья" и можно гнать от себя нехорошие мысли, которые змеями вползают в голову, но любящее сердце вещун и отчего твой муж поддерживает отношения с матерью своей бывшей, так болезненно ища ее одобрения; и что, если братишка был заодно с ведьмой?

"А кудри как золотая пряжа" Нил Лабьют ("Румпельштицен"), история, выворачивающая наизнанку базовые установления воинствующего феминизма о злодеях мужчинах, всегда использующих нашу сестру для удовлетворения своих низменных потребностей. Горькая история разбитого сердца юноши, которого смуглая красотка использовала... а впрочем, прочтите.

"Снежка и Роза" Лидия Миллет неожиданная история о Беляночке и Розочке, живущей в обеспеченной, но совершенно ненормальной обстановке и о том. как вмешательство в события Медведя сделает всех гораздо счастливее.

Инфернальный "Дым-Угрюм" Брайана Эвенсона. для меня, ничего не знающей об одноименной норвежской сказке, это "Сивка-бурка" и "Конек горбунок". И страшно, и классно.

Две сказки, навеянные андерсеновской "Русалочкой" "Русалка на ветвях" Тимоти Шэфферт и "О чем петь ракушке. когда тело отлетело" Кэтрин Вас - каждая на свой лад хороша и между собой не похожи, но странная грустная нежность сказки Андерсена в обеих.

И моя самая большая любовь "Снежная Королева" Карен Брэннан в переводе Сергея Ильина. такая невыносимо безнадежная история, в которой рушатся все базовые установления, рвутся все связи, а жизнь продолжается, и ты даже накручиваешь иногда локоны.

Интересный сборник, иметь его в читательском активе стоит не только для галочки, и не за тем, чтобы мониторить ситуацию с продвижением имен, но и для радости.

Комментарии


Неожиданно. .


Почему?


обычно сборники рассказов, да еще и таких - не думал, что тебе такое по духу


Я магический реализм всегда с удовольствием читаю.


ну да, вообще-то, Малецкий - яркий пример того!

мне в киллвише Титус Гроан выпал, один из первых романов жанра, ты уже читала?


Нет, даже не слышала. Но увидела. что перевел Сергей Ильин, и прям захотелось читать.


Мервин Пик - один из первых авторов, начавших раскручивать жанр МР


Благодаря тебе теперь знаю. Почитаю.


Конечно, мне твое мнение всегда интересно. Ты скоро собираешься читать? Могу подвинуть что-нибудь из своего списка, чтобы с тобой в одно время читать.


двигай, уже скоро, в мае ;)


Ну свистни, как соберешься.


договорились ;)


Больше всего мне понравилось про Петрушевскую. Достойно занесения - куда нибудь.


Просто мы с вами не понимаем ее.


Жаль, я прототипов не читал, в следующей жизни начну всё заново :)))


как может быть, чтобы вы не знали "Диких лебедей", "Русалочки", "Снежной Королевы" Андерсена? Вы же в Советском Союзе росли, а у нас, по крайней мере последняя, на всякий новый год была обязательным к просмотрю мультиком. Что-то вы. профессор, воля ваша...


Ну да, я приврал немного :)
"Диких лебедей" знаю (я не Стругацких имею в виду, а где яблонька с дикими яблочками). "Русалочку" прочитал совсем недавно, смотрел мультик, но он мне не понравился тогда: муть какая-то. "Снежная Королева" и сегодня за гранью моего понимания.
Вот "Федорино горе" -- другое дело. Это моя Книга жизни #1. Очень рекомендую :)))


О да, "А поганых тараканов я повыведу, А жуков и пауков всех повымету" - шедеврально

У Стругацких были "Гадкие лебеди" и название отсылает скорее к "Гадкому утенку". А та, где про яблоньку, "Гуси-лебеди". Те "Дикие лебеди", что у Андерсена.это про рубашки из крапивы.


Вот видите, это подтверждение, что мне надо отложить это дело до следующей жизни. Всех лебедей перепутал :)))

Зато о лебедях знаю сногсшибательную историю!

В нашей стране есть два лебединых заказника. Один на Чукотке, там лебеди выводят птенцов. Второй на Алтае, там лебеди зимуют на незамерзающем озере, и вот у этого заказника совершенно невероятная история.
В 1970 году туда поступил на работу охотоведом человек по имени Сергей Александрович Ртищев. В 1974 году он заметил на никогда не замерзающем озере среди уток четырёх зимующих лебедей-кликунов. Он этих лебедей стал кормить, и они весной улетели куда-то на север, а осенью прилетели с детьми уже в количестве 12. И с каждым годом их становилось всё больше, так что для них был создан заказник.
В 2012 году на озере зимовало более 500 лебедей.
Куда они летят на лето, неизвестно, но точно не на Чукотку.
Ещё интересно: у близлежащего городка был неофициальный герб. На нём был каравай хлеба. Теперь герб официальный, и на нём -- лебедь :)
С.А.Ртищев и сегодня живёт где-то там. Не знаю, работает ли, по телику его видел. Вот это я понимаю, человек оставил след на земле! Не какую-нибудь термоядерную ракету, а настоящее Лебединое озеро. И герб города впридачу.

Какая славная история. Спасибо!


Сто лет лежит на полке, никак не возьмусь, хотя уверена, что половина понравится.

А ты не читала "Голубого ангела" Франсин Проуз?


Даже и не слышала до сих пор, но теперь почитаю, мне твои рекомендации хорошо заходят.

А я собираюсь вторую часть «Папа сожрал меня, мать извела меня (сборник)» антология прочесть в ближайшем будущем, мне объяснили, что удовольствие не будет полным, если только половину сборника прочту).


Этот роман почему-то мало кто читал, а текст любопытный, с кучей отсылок к разному интересному.

Может, и я под это дело прочитаю, надо же рано или поздно полюбить магический реализм (хоть и смешно звучит про "надо").


Сборник всегда лотерея (или коробка конфет, никогда не знаешь, с какой начинкой попадется следующая). Насчет "полюбить". тем более в связке с "надо", у меня серьезные сомнения, но со сборником рассказов разных писателей какие-то почти непременно окажутся твоими.
И потом, магреализма там не больше. чем постмодерна.


Некоторые предубеждения у меня с годами проходят, "полюбить", скорее, в эту сторону, но к сказкам (и постмодернистским тоже) все еще настороженно отношусь, буду пробовать потихоньку.


+
Вот и я сегодня с благодарностью вспомнила Масодова, которого ни в жисть не взяла бы читать по собственной инициативе - по крайней мере, в читательском активе у меня он есть и откуда растут ноги некой популярной нынче темы, понимаю.


Вот тут я уже пас. Старею, не хочу никаких игр, готова только по своей инициативе читать.


Это не старость. Это утоленный ментальный голод, когда уже хочется и можется позволить себе быть гурманом.


Нет, это у меня не про ментальное история, а про отторжение насилия, книги-то могут быть самыми прекрасными (интеллектуальными, какими угодно). Говорят, у детей в школе такое бывает, когда то, что "по программе" - не читается.)


Да, у меня в школе такое было.
С насилием - никогда не рвалась к этой теме и по возможности старалась избегать, но моим персональным ужасом всегда была тема концлагерей и как-то одна умная женщина в ЖЖ сказала, что есть специальные методики работы с такого рода травмирующим литературным и киноматериалом. Так вот,само наличие таких методик в природе вселило в меня больше покоя и уверенности, чем любые: Соберись,тряпка! Люди страдали,а тебе читать об этом невмочь!

Но Мальчика в полосатой пижаме все равно не стану читать.


"Мальчик...", я уверена, слезовыжималка банальная,

Про насилие я не применительно к темам говорила, для меня любое "обязательное" чтение сейчас как насилие по отношению к себе воспринимается, будь книга хоть самой доброй и милой.

Иногда я думаю, что было бы неплохо запретить многим авторам браться за тему концлагерей (как и многие серьезные и тяжелые темы), не из-за политики, религии или морали, а потому что они как будто притягивают тех, кто хочет сыграть на эмоциях читателя, не обладая большим талантом. Всякий же будет сопереживать какой-нибудь маленькой еврейской девочке из Польши 1939 года, даже если книжка из рук вон плохо написано.