Больше рецензий

CatMouse

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 апреля 2019 г. 02:44

786

4.5

Дебютный роман Уэбб "Наследие" оставил после себя такое приятное впечатление, что все ее книги были добавлены в "желаемое" не глядя. И, видимо, не зря. Потому что даже сейчас, спустя четыре года, я, будучи уже более искушенным читателем и наконец добравшись до второго романа автора, не изменила свое мнение, и по-прежнему считаю Уэбб хотя и преимущественно "дамским", но весьма высококлассным чтением.
Правда, второй роман вышел уже не таким идеальным и оказался не без греха.

Грех здесь очень предсказуемый и новомодный - параллельные сюжетные линии. У меня уже давно сложилось ощущение, что ни один роман о тайнах прошлого не обойдется без этого клише - линии, где действие происходит в наши дни, и какая-то одинокая девица с личной драмой будет разбираться в письмах и дневниках с помощью небезынтересного мужчины... ой, и что же потом произойдет, какая неожиданнность!
Удивительно, что в первом романе Уэбб линия современности прпработана хорошо, не выглядит притянутой за уши и на уровне психологии персонажей не проигрывает (или не слишком проигрывает) линии прошлого. А вот в "Тайной жизни" автор пошла по самому простому пути - тут тебе и брошенная возлюбленным дева, и непонятый обществом одинокий волк, и вместе они - отличная команда по поиску истины. Фи. История Марка с его братом и невесткой - вообще не пришей кобыле хвост.

Ну да ладно. Основной сюжет очень даже радует. Уэбб умеет передавать атмосферу, и викторианская/эдвардианская Англия удается ей на славу. Но главная ее заслуга - персонажи. Достаточно живые, чтобы в них поверить и достаточно неидеальные, чтобы испытывать к ним вполне человеческие чувства: жалость, негодование, понимание, недоверие...

Судя по всему, Кэтрин Уэбб вдохновлялась историей фей из Коттингли, когда две милые девочки ввели в заблуждение толпы народа с сэром Конан Дойлом во главе. Тем, кто ничего об этом не слышал, я очень рекомендую прочесть статью в википедии - захватывает не хуже романа.
Автор попыталась предположить, что могло бы случиться, если бы мистификаторами были взрослые мужчины, имеющие более определенные намерения.
И кроме самой по себе прекрасной и потенциально неисчерпаемой темы теософии, автор красиво вписывает в роман еще одну примету времени - первые попытки женщин бороться за свои права, суфражизм. Прекрасно переданы недоумение и здоровая злость одной девушки, прислуживающей в доме другой только потому, что общество поставило их на разные ступени социальной лестницы. И печальный итог, показавший, что до прогресса еще очень далеко, и в цене сейчас наивные, добродетельные, не приспособленные к жизни Эстер, а не самостоятельные, открыто высказывающие свое мнение Кэт.

Книга может считаться злободневной, учитывая что как раз сейчас идет новая волна феминизма и борьбы женщин за свои права. И в наше-то время слишком многие живут во власти стереотипов, Кэт же угодила в тот период, когда цельность и сила личности с женским полом не связывалась никоим образом, а брак для женщины был узаконенным рабством.