Больше рецензий

21 апреля 2019 г. 05:57

498

2.5 Первый блин комом

Польские писатели-фантасты остаются для большинства читателей величиной относительно неизвестной. Если с романами Сапковского о Геральте из Ривии знакомы почти все, то с Феликсом Кресом и его циклом «Книга Всего» – немногие. Что и говорить о Ярославе Гжендовиче, переводить которого стали совсем недавно.

Его серия «Владыка ледяного сада» и, в частности, первый роман – «Ночной Странник», является смесью фэнтези и фантастики с упором на первую.

Сюжет разделен на две части, действия которых происходят на планете Мидгард: первая рассказывает о миссии по спасению группы ученых с далекой планеты, единственным членом которой является землянин смешанных кровей Вуко Драккайнен. Вторая представляет собой мини-версию «Игры престолов» с борьбой за власть, странными и пугающими культами и героями-изгнанниками. Главная проблема романа кроется именно здесь: основная линия, про пришельца с Земли, получилась блеклой, пустой и безжизненной, из-за чего интерес к происходящему появляется лишь ближе к финалу. История же о потенциальном наследнике престола из клана Перевернутого журавля выглядит на ее фоне ярким пятном, цепляющим, «освежающим» и заставляющим с нетерпением перелистывать страницы в ожидании развязки.

Так как роман разделен на две части, то и анализировать их лучше по отдельности.

Часть первая. Знакомый персонаж

История о Вуко кажется, по началу, небезынтересной, однако вскоре первое очарование развеивается, и читатель остается один на один с вялотекущим сюжетом, плохо прописанными персонажами и поверхностной проработкой мира.

Перед нами типичный герой фантастического романа: храбрый воин, за суровым ликом которого скрывается вдумчивый наблюдатель окружающего мира. Но попытки добавить к этому описанию еще одну строчку закончатся ничем, ведь автор не утруждает себя более или менее глубокой проработкой героя, ограничиваясь буквально одним абзацем в середине романа, состоящим из опостылевших штампов типа «искатель приключений» и «зависимый от адреналина».

По сюжету, Драккайнен много путешествовал по миру (по многочисленным отсылкам можно предположить, что речь идет о Земле будущего, но точного указания нет), а также был включен в состав спасательной операции, что предполагает наличие у него научной степени в какой-нибудь области или хотя бы широкого кругозора и цепкого ума. Однако и сам текст изобилует короткими, раздробленными предложениям, которые должны передавать пугающую атмосферу и динамику боя, но на самом деле заставляют лишь спотыкаться о текст, и речь самого Вуко представляет собой недомонолог, практически не несущий никакой полезной информации, кроме скудного описания реалий окружающего мира. В итоге появляется ощущение, что главный герой – не опытный воин и исследователей планеты, а подросток со скудным словарным запасом.

О попутчиках и случайных знакомых Ночного Странника (прозвище ГГ) говорить и вовсе не приходится: они столь безлики, что различить их можно только по именам, да и то, с большим трудом.

Поиски Вуко пропавшей экспедиции сами по себе достаточно увлекательны, однако некоторые описания, сцены боев и мысли героя повторяются из главы в главу без больших изменений. Так что, если вы хотите сэкономить время, пропускать можно целые отрывки без ущерба для цельности восприятия картины.

На все эти недостатки можно было бы закрыть глаза, если бы не попытка Гжендовича добавить элементы фантастики в виде современных военных «примочек» в фэнтезийный мир, где самое технологически сложное орудие – меч. В итоге придуманный им «ускоритель» реакции очень напоминает маховик времени из «Гарри Поттера», который ставит под сомнение логику некоторых эпизодов. Этим устройством Вуко успешно пользуется в битвах с противниками, причем, исход их благодаря этой супергеройской способности (в несколько раз ускоряющаяся скорость реакции) оказывается предопределен изначально, и не важно, борется ли герой с подростком, возомнившим себя героем или же профессиональным наемным убийцей.

Автор, раскручивая нить повествования, оставляет без ответов многие вопросы. Так, читатель не узнает, почему в столь важную (о том, почему она важна, также остается только догадываться) миссию отправляют только одного человека. Не удастся выяснить и почему именно на эту планету пал выбор исследователей, что именно они здесь искали, насколько развита человеческая цивилизация и многие другие вопросы. В некоторый ступор вгоняет финал произведения, также никак не объясняющий, говоря словами одного из героев небезызвестного фильма, «что за ужас тут творится».

Взрывное впечатление производит, пожалуй, только финал, что можно объяснить его открытостью и отчасти предсказуемым, отчасти неожиданным (оказывается, и такое бывает) поворотом сюжета.

В сухом остатке мы получаем серое сюжетное месиво, изобилующее клише и «дырами», и стерильный мир, с едва ли цепляющими описаниями странных культов и обычаев гниющих изнутри городов.

Часть вторая. Наследник престола

Вторая часть разительно отличается от первой хотя бы потому, что здесь есть герои, к которым можно привязаться и за развитием которых интересно следить. К сожалению, рассказ о наследнике престола Амитрая, о котором имеется пара упоминаний в сюжете о Ночном Страннике, занимает сравнительно немного места, но вмещает в себе немалое количество событий.

Казалось бы, и здесь герои и ситуации знакомы, а повествование идет по не раз прокатанной в фэнтези-литературе колее, но есть в этой части какое-то очарование, налет загадочности и экзотики, которые вновь подогревают практически остывший после рассказа о приключениях Вуко интерес.

В этой сюжетной линии недосказанность, окружающая культ Красной башни и его предводительницу, лишь возбуждает любопытство, а с ним и желание узнать подробнее об этом мире и его жителях.

Впрочем, узнать больше у читателя не получится, поскольку и здесь Гжендович ограничивается лишь намеками и отсылками, так и не раскрывая ни самой структуры организации государства, ни каких-то политических или социальных реалий.

Вероятно, из-за того, что этой части отведено не так много места, как первой, события выглядят несколько скомканными и поспешными, что в то же время позволяет держать читателя в напряжении.

Эта сюжетная линия получилась логично завершенной и гармоничной, со своими недостатками, которые, однако, оказываются не столько заметными, а сюжетные «проплешины» и неполнота раскрытия мира, где живут герои, с лихвой восполняются динамикой.

Итог

Роман «Ночной Странник» получился весьма слабым, «вялым» и недоработанным. Возможно, связано это с тем, что для Гжендовича, журналиста и издателя, он стал первой крупной работой.

Кажется, для того, чтобы «расправить плечи» истории не хватило объема, а, может, и мастерства начинающего автора, который увлекся наполнением романа неважными и ненужными мелочами, вместо того, чтобы уделить больше внимания развитию персонажей и проработке созданного им мира. Из-за этого две части, сюжеты которых разворачиваются в одном мире и на одной планете, выглядят совершенно обособленными и никак друг с другом не связанными.

Однако пытливый читатель все же увидит в романе большой потенциал, скрывающийся в мастерстве описания некоторых деталей, в выстреливающем финале, в полете фантазии и умении вплести реалии знакомого читателю мира в общество совершенно ему чуждое.

Это подтверждает и не ослабевающий интерес к творчеству Гжендовича у него на родине - роман «Ночной Странник» уже трижды переиздавался.