Больше рецензий

lessthanone50

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 апреля 2019 г. 21:17

923

3.5

Хотя я оценила этот роман не так уж и низко, Джонатан Троппер как автор меня разочаровал. "Как общаться с вдовцом" стала первой и, вероятно, последней его книгой, которую я прочитала.

Дугласу 28 лет и он вдовец. Его жена Хейли (старше на 12 лет) погибла в авиакатастрофе, оставив Дугласу дом и своего сына-подростка, который сейчас проживает со своим папашей и его новой женой. Дуглас очень тяжело переживает смерть Хейли и проводит дни напролет дома, напиваясь вдрызг и пытаясь попасть различными предметами (безуспешно) в кроликов, резвящихся на лужайке. В принципе, это должно было мне понравиться. Да это и в самом деле неплохо: написано бойко и гладко, да и в целом Троппер говорит правильные вещи. Вот только почему все это так похоже на типичную американскую мелодраму с вылизанной картинкой, "глубоким" смыслом, проникновенно-слезливой интонацией и непременным жизнеутверждающим финалом? Роман - готовый сценарий для одного из подобных фильмов, против которых я ничего не имею, разве что после просмотра возникает ощущение, что тебя опять чуть-чуть обманули.

Обидно, что Троппер вообще-то многое улавливает правильно: отчаяние от утраты человека, любовью которого и к которому ты не успел насладиться, не успел прожить эту любовь; злость на погибшую жену и чувство вины за эту свою злость; страх забыть Хейли и опять же чувство вины за то, что забываешь; облегчение от того, что Хейли уже никогда его не разлюбит и никогда не постареет, явив их разницу в возрасте, и, разумеется, чувство вины за эти мысли; боязнь жить дальше, потому что это вроде как предательство памяти человека, любви, всей жизни, что была до. Проблема в том, что несмотря на правильность того, что Троппер говорит, история переживания утраты и ее преодоления не кажется настоящей. Она выглядит упрощенной, поверхностной и в чем-то даже опошляющей чувства человека, пытающегося справиться с потерей близкого. У Дугласа все получается слишком легко. О, мы, конечно, знаем, что он страдает уже год или даже два, но ведь пора двигаться дальше, не так ли? Дуглас обещает сестре соглашаться на все, что она предложит, и ходит на бесчисленное количество свиданий. Он берет на себя ответственность за сына Хейли и разрешает ему жить вместе с ним, чтобы спасти парня от переезда во Флориду с отцом и его женушкой. Более того, Дуг поразительно легко и просто справляется с подростком, который, на минуточку, потерял мать, а с отцом никогда не был близок и считает его придурком (заслуженно). Да и 15-летний подросток на диво понимающий оказался. Одним словом, это все та же мелодрама: с разрушенной жизнью, движущейся в никуда, с проникновенными диалогами, с понятными чувствами, с крайне умеренной и популярной демонстрацией переживаний, чтобы, не дай бог, не сильно расстроить читателя, с легкими решениями (со второй попытки точно все получается), с обязательным, самую малость черноватым юмором, с семейными разборками, с кульминацией на свадьбе/похоронах/семейном ужине, когда все летит в тартарары, но после сего очистительного катарсиса всем наконец становится лучше.

И если под настроение я еще готова иногда погрузиться в слезливую предсказуемость мелодрамы на экране, то от книги мне точно хочется чего-то другого. Здравствуй, Джонатан Троппер, и прощай.