Больше рецензий

14 апреля 2019 г. 19:01

1K

5 Непростые смертные Митчелла

Как-то в начале двухтысячных на книжном развале меня заинтересовала аннотация на обложке, и я купил книгу неизвестного мне автора Дэвида Митчелла «Сон номер девять». Прочитал — и обрадовался везению.
Тогда я очень увлекался Мураками, и мне показалось, что эти два писателя стоят друг друга. Оба умеют расслаивать реальность и вплетать в обыденную жизнь элементы иного мира. И сам автор Сна восемь лет жил в Японии, где преподавал английский студентам.
Митчелл в то время не был особо известен широкой публике. Ну мало ли кто вошёл в шорт-лист Букера. Не выиграл же. А до экранизации «Облачного атласа» сиблингами Вачовски оставалось несколько лет.
Когда вышел фильм, я бросился читать и книгу, но Вачовски своей динамичной нарезкой сбили мне настройки, и к неспешному повествованию первоисточника я оказался не готов — завяз где-то в районе первой сотни страниц. (Надо бы вернуться и перечитать)
И примерно месяц назад случился ещё один виток: снова книжный развал — в библиотеке появились «Простые смертные», а Митчелл снова занял достойное место в моём читательском сердце.

Холли Сайкс 15 лет. Но она, конечно, уже взрослая. У неё есть настоящий бойфренд, к которому она решает уйти после ссоры с мамой. Школу заканчивать необязательно. Всегда можно найти работу. Так думает Холли.
Но реальность вносит в её планы свои коррективы. И не только наша реальность. Иная реальность тоже. Ведь Холли не совсем обычная девушка. В детстве в её голове звучали «радиоголоса», а ещё она видела то, чего не видят другие.
Роман охватывает около шестидесяти лет — с 80х годов двадцатого века до 40х нынешнего и ведётся от лица разных персонажей — простых и непростых смертных, чьи судьбы сплелись в удивительный узор. Все они вписаны в некий Сценарий и связаны друг с другом незримыми нитями.
При этом выбор всегда в их руках: между работой и семьёй, между преступлением и бедностью, между местью и прощением, между независимостью и долгом, между честью и предательством, даже между любовью и бессмертием. Неправильный выбор притягателен, а правильный не обязательно ведёт к счастью, это печально, но такова жизнь.
Выбор у Митчелла совершают не только отдельные герои, но и всё человечество: даже ближайшее будущее видится автору в мрачном свете. Но хорошие люди были, есть и будут во все времена. Простые смертные.

Перечитал написанное и решил уточнить, чтобы не вводить вас в заблуждение: Митчелл это не Мураками. Схожесть фантастических приёмов есть. Но для Мураками реальный мир — декорация, с которой приходится как-то мириться существам, сотканным из сновидений и рефлексий. А для Митчелла мир — полноправный герой повествования.
Должен сказать, что динамика кое-где провисает, в основном из-за необходимости знакомить читателя с новым рассказчиком, но в целом — отличная книга.

#надочитать