Больше рецензий

e_lina

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 апреля 2019 г. 17:31

1K

3

Возможны спойлеры

В своём отзыве я не буду писать о том, какой это глубокий роман, и что там на самом деле хотел сказать автор. Мой отзыв – это просто моё впечатление.

Отзыв – на весь роман.
Оценка 3/5 – оценка Части 2.

В школе читать «Войну и мир», к счастью, не заставляли, добровольно читать тогда желания не возникло, поэтому добралась до романа только сейчас. И не могу сказать, что совсем добровольно. Скорее, добровольно-принудительно. Добровольно – потому что сама выбрала, когда читать. Принудительно – потому что каждый раз было стыдно признаваться, что я до сих пор не читала ВиМ.

В целом, роман-эпопея оправдал мои ожидания. Я не ожидала, что мне понравится. Скорее надеялась, что будет не очень скучно. Читала его 2 месяца.

С самого начала роман стал испытанием для моих нервов. Наверно, проще было сначала выучить французский. Я терпеть не могу отвлекаться во время чтения. Но здесь просто приходилось открывать по десятку сносок на странице. О чудо, где-то после трёхсотой меня отпустило и больше практически не нервировало.

Суть романа и главных действующих лиц до прочтения я знала. Но, в целом, каким-то чудом мне удалось избежать существенных спойлеров (касаемо мира, естественно). Кроме того, с кем в итоге будет Наташа.

Первый том содержит примерно равное соотношение мир-война. Так как это было самое начало, то, в целом, его прочитала легко.

Во втором томе большую часть занимает мир. Этот том мне понравился больше всех.

В третьем и четвёртом томах большую часть занимает война. Эти части были самые сложные.

Первая часть эпилога, в основном, рассказывает о жизни персонажей после. Было интересно. И неожиданно.

Вторая часть эпилога содержит одну философию. Пожалуй, было ещё сложнее, чем с войной. Эти жалкие 40 страниц мучила с неделю. Порадовалась, что философия была только в эпилоге.

Весь роман можно поделить на 3 вида повествования: вымышленные персонажи, реальные персонажи, главы-размышления Толстого о войне.

Самым интересным для меня было читать о вымышленных персонажах. Кто-то нравился мне, кто-то нет, но в общем читается как обычный роман. Кроме того, было познавательно читать о жизни мирных жителей в условиях войны.

Читать о реальных персонажах было терпимо. Когда они делают какие-то движения, с кем-то разговаривают, то местами даже вполне интересно.

А вот размышления о войне, описания стратегий, тактик, различные «а если бы по-другому» читала с тем интересом, с каким читают учебник истории. Собственно, эти фрагменты и воспринимала как учебник истории. Говорить про учебник истории понравилось или нет, наверно, как-то неправильно. Поэтому скажу только, что история в школе была для меня одним из самых сложных предметов.

Из персонажей больше всех понравились Андрей Болконский и Соня. Марья Болконская стала нравиться ближе к концу. Николай Ростов сначала вызывал симпатию, к концу стал раздражать. Пьер Безухов сначала не нравился, потом стал нейтрально. Главная героиня, любимица Толстого, Наташа Ростова сначала не нравилась, потом стала бесить; эпилог просто добил моё отношение к ней.

Эпилог вообще добил не только отношение к Наташе. Он просто добил. Из перспективных, чего-то обещающих молодых людей они превратились в скучных взрослых, весь мир которых вертится только вокруг собственного дома. Так заканчивается детство. Пока ты молодой – впереди много дорог, много надежд и т.п.. А потом становишься скучным взрослым, забывая о мечтах и идя по пути наименьшего сопротивления. Вот поэтому я не очень люблю романы о взрослении. Они все навевают грусть.

Чем мне нравился Андрей Болконский, сказать точно не могу. Он мне просто нравился. Мне нравилась его правильность, его поступки, его речи, его желания. Мне понравился контраст, когда Пьер долго и нудно рассуждал на тему того, что надо действовать, князь Андрей просто молча взял и сделал. Мне нравились его грусть, задумчивость. И было его очень-очень жалко.

Чем мне нравилась Соня, тоже сказать не могу. Она разумная, решительная, хороший друг. И ей очень не повезло. По-моему, ей жилось хуже, чем простой служанке. Всю жизнь она должна испытывать благодарность к Ростовым, её воспитавшим. Хотя так сложились обстоятельства, и наверное она этого не хотела. В результате, за богатого выйти замуж она не может, так как бедна. За бедного не может – статус не позволяет. За любимого – нельзя. И так вот всю жизнь ей теперь жить на уровне между прислугой и хозяевами. Мне очень жаль её было в эпилоге. Помимо её незавидного положения в доме, в эпилоге она предстала ещё и глупой, безмолвной, недалёкой. Хотя на протяжении всего романа она такой не казалась. В общем, за что её невзлюбил Толстой. Кажется, она единственная из центральных персонажей, не получившая своего счастливого конца.

Пьер Безухов сначала не нравился мне своей наивностью и туповатостью. При всём том, что он образован, начитан, ведёт себя странно. Его легко убедить, настроить, заставить что-то сделать, внушить. Из-за своего нежелания вникать в собственные дела, лишается части состояния. Плен странным образом пошёл ему на пользу. Хотя попал он в него опять-таки по собственной глупости. К концу он более разумен, обращает внимание на свои дела, пытается во что-то вникнуть. Эпилог, конечно, разочаровал. В конце 4-го тома только показалась какая-то перспективность, и тут эпилог показывает, что нет, с его женой далеко не пойдёт.

Ну и центр повествования – Наташа Ростова. На самых первых страницах я ещё относилась к ней нейтрально. А потом началось: сегодня одного люблю, завтра другого, послезавтра первого. Если сначала её влюбчивость выглядит какой-то детскостью и не воспринимаешь её всерьёз, то после её предательства князя Андрея это уже не выглядит детской непосредственностью. Решить бежать с каким-то мужиком, которого она до этого пару раз видела и с которым толком даже не разговаривала, да ещё и при наличии мужчины, которого она действительно любит, – это, конечно, мощно. А потом ещё и страдать.

Сначала мне даже казались милыми и романтичными её отношения с Болконским, они выглядели красивой парой. Князь Андрей был счастливым. Но он видимо был в этом произведении не для счастья, а для страданья. Моим любимым персонажам, ему и Соне, больше всех досталось. В общем, после всей этой истории моя нейтральность к Наташе испарилась. Мне не было её жалко во всех её, так называемых, страданиях. А ещё, кстати, её эмоциональность напрягала. То она резко заканчивает страдать, то находит новый повод.

Но эпилог – это, конечно, что-то. По-моему, с ней произошла самая суровая трансформация. При всей моей нелюбви к ней, она всё-таки была более менее образованной, утончённой, пела, танцевала. В общем, в социальном плане выглядела приличным человеком. Эпилог же нам показывает, как она резко из девочки превратилась в тётку. Ей всего плюс минус тридцать лет, а она тётка. Я не ожидала, что можно так деградировать. Вот просто всё её воспитание, образование ушло в никуда. Та же княжна-графиня Марья при наличии не одного ребёнка и при таком же замкнутом образе жизни выглядит достаточно интеллигентно. А Наташа – всё, пустилась во все семейные тяжкие. Стала абсолютно ограниченной личностью. У неё не то что отсутствует возможность, у неё отсутствует желание. Отсутствие желание – это уже самая страшная ступень деградации. В общем, такое вот преображение из подающего надежды ребёнка в ограниченного взрослого.

И ещё она двуличная. Всю книгу «мама, я тебя люблю», но как до дела дошло, вышла замуж за богатого и укатила в Петербург. Оставив заботу о матери нищему брату. Шикарный поступок. Интересно, ей было настолько плевать, или она действительно настолько… хм, ничего не замечала? Николая было жалко: сам без денег, но должен был содержать мать, привыкшую к роскоши, и Соню.

Либо граф и графиня Ростовы просто так хорошо воспитали своих детей: старшая дочь вообще благополучно пропала без вести.

Удивительно, как после всего этого им всем удалось сохранить хорошие отношения.

И ещё удивительно, что им всем невероятно повезло: они все в конце концов вышли замуж/женились одновременно и по расчёту, и по любви. И получив соединения бедный/ая + богатая/ый, все в итоге оказались счастливы. Кроме моих любимых персонажей.

В общем, мир в этом романе меня интересовал больше, чем война. Про войну мне обычно нравится читать либо когда красочно описываются конкретные сражения, либо когда как-то хитроумно, увлекательно, изобретательно описываются тактики, стратегии. Здесь война описывалась сухими фактами, как в учебнике. Или просто размышлениями-отступлениями.

Кстати сказать, предложения по полстраницы я не замечала. Когда дело не касалось военных действий, то предложения не казались громоздкими и запутанными. Знаменитые дуб и небо мне понравились. Возможно, потому, что были описаны с точки зрения моего любимого персонажа.

В общем, я рада, что наконец прочитала этот роман. И на этом всё.