Больше рецензий

14 апреля 2019 г. 12:00

9K

5 НЕВРОЗ, или Сделка с дьяволом

С этой финальной работы автора началось моё знакомство с Карен Хорни. Затем я прочитала и предыдущие её книги в хронологическом порядке, с интересом наблюдая за изменениями во взглядах одного из основателей неофрейдизма. Согласно её убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются отношения между ребёнком и родителем. Главной в развитии ребёнка становится потребность в безопасности. Поэтому всё, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности, приводит к базальной (базовой) тревоге. Базальная тревога (как чувство изоляции и беспомощности в потенциально враждебном мире) – одна из основополагающих концепций Хорни. Таким образом, причины невротического поведения заключаются в нарушенных отношениях между ребёнком и родителями. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребёнка ведёт к формированию невроза у взрослого.

Давление базальной тревоги вынуждает человека вместо непосредственного и искреннего отношения к людям искать иные пути обращения с ними, смягчающие его тревожность. Есть три направления движения в общении – к людям, против людей и прочь от них. В здоровых человеческих отношениях эти пути не исключают друг друга. Но при невротическом развитии они доходят до крайности, образуя конфликт, при попытке решения которого автоматически выбирается в качестве главной одна из установок: на соглашательство, на агрессивность или на уход. Этим выбором определяется конкретное русло дальнейшего невротического развития, вследствие которого всегда нарушается целостность личности и начинается отчуждение от себя. Но самоотчуждённый человек нуждается в поддержке, дающей ощущение идентичности. И роль такой поддержки играет создаваемый воображением идеальный образ самого себя. Самоидеализация – процесс чисто человеческий, это всеобъемлющее невротическое решение, дающее ощущение значительности, превосходства и влекущее за собой всемерное прославление себя, названное Хорни погоней за славой.

Погоня за славой – самое могущественное влечение, вызванное идеализацией себя. Оно похоже на одержимость дьяволом: человека словно поглощает чудовище, им же и созданное. Идейное содержание историй о сделке с дьяволом – наиболее уместный символ для невротического процесса, инициированного погоней за славой. Тема сделки с дьяволом звучит на протяжении всей книги.

Как пишет Хорни, дьявол, или другое персонифицированное зло, искушает человека, запутавшегося в духовном или материальном плане, предложением неограниченной власти. Но он может получить эту власть, продав свою душу или отправившись в ад. Такое искушение может возникнуть у каждого, богатого или бедного духовно, потому что взывает к двум могущественным страстям – стремлению к бесконечному и желанию найти лёгкий выход из положения. Согласно религиозной традиции, величайшие духовные вожди человечества, Будда и Христос, испытывали такое искушение. Но поскольку они были твердо укоренены в себе, они распознали это как искушение и смогли его отвергнуть. Более того, условия, оговоренные в сделке, вполне соответствуют цене, которую придётся заплатить при невротическом развитии. Говоря символическим языком, лёгкий путь к бесконечной славе неизбежно оказывается путём во внутренний ад презрения к себе и самоистязания. Выбирая эту дорогу, человек фактически утрачивает свою душу – реальное собственное Я.

По мнению Хорни, невроз – это нарушение отношения к себе и к другим. Центральный внутренний конфликт – конфликт между конструктивными силами реального собственного Я и влечением воплотить в действительности совершенства идеального собственного Я. Концепция идеального образа себя оказалась входом во всю область внутрипсихических процессов, представленных в этой книге и оказывающих огромное влияние на межличностные отношения.

Люди ненавидят и презирают себя с той же силой и с той же иррациональностью, с какой себя идеализируют: богоподобное существо обречено ненавидеть своё актуальное существование. И эта прямая связь между погоней за безграничным совершенством и ненавистью к себе была понятна ещё в древности. Как считает автор, лучше всего её символизируют всё те же истории о договоре с дьяволом, суть которых всегда одна. С одной стороны – человек, испытывающий психическое или духовное расстройство. А с другой – искушение, представленное в виде символа злого начала: дьявол, колдун, ведьма и т.д. Следуют обещания не только чудесного избавления от беды, но и безграничной власти. Затем назначается цена – представленная в различной форме утрата души, которую предстоит уступить силам зла. Ценой может стать психическое страдание в жизни или муки ада. Эта же тема, по-разному символизированная, но постоянная в её истолковании, постоянно возникает в фольклоре, мифологии, теологии – где бы ни затрагивался основной дуализм добра и зла. Значит, она уже давно поселилась в сознании людей. Очевидно, что она несёт в себе психологическую мудрость. Её параллель с невротическим процессом, представленным в книге, поразительна: личность при психическом расстройстве претендует на безграничную власть (идеальное Я), утрачивает свою душу (реальное Я) и мучается в аду ненависти к себе (актуальному Я). Об истинном величии свидетельствует то, что человек способен противиться искушению, как в притче о Христе.

Невротик, как считает Хорни, – это вообще-то иллюзионист, живущий силой своего воображения. А каждый его шаг к самореализации означает рассеивание иллюзорных сил и переход к реальным. Начав принимать себя таким, как есть, со своими проблемами, он приобретает веру в себя и считает работу над собой составной частью жизни.

Дорога аналитической терапии стара и нахожена за века истории человечества. Говоря словами Сократа и индийской философии, это путь к изменению через самопознание. Как пишет Хорни, нов только сам метод самопознания, которым мы обязаны гению Фрейда. Как ни велика способность человека к разрушению, история всё же говорит о его живом и неустанном стремлении к большему знанию о себе и окружающем мире, о росте духовных сил, о стремлении к лучшей жизни.

В целом взгляд Хорни на человечество, при всём понимании трагического элемента при неврозе, является оптимистическим. Он основан на убеждении, что в каждом человеке изначально заложены способности к личностному росту.

Комментарии


Всегда с иронией относился к определениям невроза, особенно как нарушение. Кругом одни невротики, где же тот стандарт, который избег нарушения?


Наверное, это лишь недостижимый идеал, к которому всё же следует стремиться.


А я бы определил невроз, как неизбежно складывающаяся карта психологических векторов развития личности. И здесь уже задача специалистов следить за тем, чтобы ни один из этих векторов не обретал гипертрофированности.


Что значит "неизбежно"? Как её складывают, так она и складывается.
А в борьбе с неврозом самое главное – желание самого человека работать над собой, чтобы измениться. А специалисты могут лишь помочь, но важнейший и определяющий труд – свой собственный. Без этого – никак. Да и кто у нас ходит к специалистам? У нас ведь это, в отличие от западных стран, вообще не очень принято. Самоанализ тоже может помочь. Обращаться к специалистам стоит, если уж сам совсем не справляешься.


Вы говорите о борьбе с неврозом, а я о его причинах. И эти причины неизбежны, они могут быть разными, но они все равно будут.


Так Вы хотели сказать, что надо водить ребёнка к специалисту для профилактики? Но особо невротичные дети вырастают именно у психологически безграмотных родителей. Им и в голову не придёт вести ребёнка к специалисту.


Специалисты, конечно, не помешают, но внутренний мир человека крайне индивидуален и непредсказуем, поэтому и специалисты не всегда могут наверняка предвидеть реакцию на некоторый раздражитель, встретившийся субъекту. Гарантировать не возникновение неврозов они не могут, но минимизировать те самые векторы, о которых я говорил, скорее всего, да.


В таком случае идеальный вариант – наличие в достаточном количестве хороших специалистов в школах и детских садах, чтобы они могли уделять внимание каждому ребёнку. Но пока это нереально. Да и если в семье неблагоприятный климат, то вся работа психологов может оказаться бессмысленной.


А я бы определил невроз, как неизбежно складывающаяся карта психологических векторов развития личности.

Покопалась в интернете и нашла информацию о системно-векторной психологии (8 векторов, основоположники – Бурлан и Толкачев). Вы её имели в виду?


:) Если честно, впервые об этом слышу. Сам так определил :)


Сам? А что Вы понимаете под векторами? Сколько их и какие?


Да, на повторяющиеся раздражители у невротика вырабатываются одни и те же реакции. Это формирует крепкие нервные связи в мозгу. Чтобы измениться, понятно, что надо создать новые, но не размышляя о приобретённом негативном опыте в детстве, а ломая свои поведенческие стереотипы.
Важно понимать, что все проблемы в нас самих, а не из-за родителей и прочее, и решать их. Сложно, но возможно.)
Такая непривычная для тебя рецензия - в плане оформления.:))
Но в плане содержания - как всегда на высоте.)


Конечно, существуют различные способы и методы борьбы с неврозом. Психоаналитическая терапия (о которой пишет Хорни как психоаналитик) и поведенческая терапия (о которой написала ты) – это два разных психотерапевтических направления. Вторую интересует поведение человека, а первую – прежде всего, мотивы поведения (осознанные или неосознанные). Во второй акцент ставится не на постижении человеком себя (как в психоанализе), а на освоении им новых социальных навыков. Мне кажется, что поведенческая терапия – более поверхностная (как ремонт косметический), а психоаналитическая - глубинная (как капитальный ремонт). Но и времени психоанализ, конечно, требует больше. Он проникает в суть, а истинное знание себя освобождает человека и способствует его благополучию.

Такая непривычная для тебя рецензия - в плане оформления.:))
Но в плане содержания - как всегда на высоте.)

Просто тему невроза (как сделки с дьяволом) мне почему-то не захотелось красочно оформлять.))) Хотя лично меня эта интереснейшая параллель очень поразила.
А на высоте, конечно, не рецензия, а сама Карен Хорни. Блестящая книга!!!


Да, согласна полностью.
Просто у меня вся заинтересованность сосредоточена на выращивании новых нейронных связей, эта тема меня прям «завораживает».)
Но на самом деле, если мы - это наши привычки, то изменения должны начинаться, действительно, с осознанности. Наблюдение за привычками помогает их понять на глубинном уровне и уяснить, что происходит, когда затягивает та или иная привычка (поведенческий стереотип). Конечно, прежде всего должна быть готовность рассмотреть наши переживания, чем попытка поскорее избавиться от гнетущих состояний.
Да, тренировка осознанности гораздо эффективнее классических поведенческих методов борьбы с плохими стереотипами. Но как не хочется заниматься глубоким самокопанием, а ломать старое и выращивать новое - это интересно.)))

А в рецензии не только картинок нет, но я было решила, что ты решила))) отзеркалить Александра. Шучу.


На изображении сверху отдел гиппокампа мыши, у которой в клетке не было колеса, а внизу — мыши, у которой было колесо. Маленькие чёрные точки — это будущие новорождённые нейроны.

картинка Lilia55
Бег в колесе Сергею только на пользу!))) Куча новых нейронов, а соответственно куча качественных отзывов. Беги, Сергей, беги!)))


Ух ты! Как интересно! Спасибо за информацию!)))


Слава Богу, что они есть! Потому как наука знает один вид червей, у которых отсутствует нервная система. За ненадобностью: всё в жизни в кайф!
Да здравствуют неврозы!!!


Спасибо, Людмила. Очень интересно (хотя и сложно). Занёс в хотелки.
Про три направления я хорошо помню. Ты как-то недавно писала об этом в одной из рецензии.


Да, книга не из простых. После прочтения предыдущих работ Хорни я ещё раз перечитала и эту, чтобы закрепить полученные знания. Книга у меня бумажная, поэтому вся исчёркана карандашом. И к отдельным главам я периодически возвращаюсь снова и снова.

Кстати, Карен Хорни и Эрих Фромм какое-то время вместе работали в США. И у них даже был роман, хоть она и старше на 15 лет. ) А в своей рецензии на "Процесс" я упоминала их обоих, так как они мне хорошо помогли понять роман Кафки. )


Что значат какие-то 15 лет для людей, которые умеют любить и выросли личностно?
Единственное, что я читал с карандашом в руках было "введение в психоанализ" Фрейда. Но было это лет 15 назад. Да и то, я не писал в книге (страшный грех!), а конспектировал.

в своей рецензии на "Процесс" я упоминала их обоих

Вот откуда я её имя знаю!