Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

13 апреля 2019 г. 20:16

406

5 Алмаз

"Карету мне, карету". "Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?", "В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов", "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь", "Созвездие маневров и мазурки", "В мои лета не должно сметь свое суждение иметь", "Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем, достань-ка календарь. Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой", "Злые языки страшнее пистолета", "Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы", "Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом", "А судьи кто?"

И это только навскидку. Не потому, что обладаю уникальной памятью. Они в воздухе, которым дышим, фразы из грибоедовского "Горя от ума". И нет в русской литературе произведения, до такой степени разъятого на цитаты. Разве что "Мастер и Маргарита". Но то объемный роман, культовый с занимательным сюжетом, с чертовщиной. потрясающим эквилибром между бытовым планом и "о вечном", с огромной любовью, наконец. А тут пиеса, отстоящая от нас дальше "времен очаковских и покоренья Крыма".Хотя, хм, ладно. Я о том, что драматургия не с той интенсивностью ведь читается и перечитывается.

Ну что мы помним из "Недоросля" Фонвизина? А изучали в школе подряд. Или гоголевский "Ревизор"? "Хоть три года года скачи, ни до какого государства не доедешь". Чехов: "В Москву! В Москву", ах ну да, еще "Мы будем трудиться". Пушкин: "Гений и злодейство две вещи несовместные", "Мальчишки отняли копеечку, вели зарезать их, как зарезал ты маленького царевича". Не перечитываем, раз увидим на театре по добровольно-принудительно распространяемому школьному театральному абонементу.

Да и всего сюжета: приехал мужик из-за границ с намереньем найти в родных палестинах близких по духу людей. А за время его отсутствия многое успело поменяться к худшему. Прежде тоже было не замечательно, но успело подзабыться. Любимая увлеклась другим, кто ее осудит? Из обоймы выпал, карьеры не сделал, в завидных женихах не числится. Но в общество вхож. Только вот зачем, войдя, начинает обличать направо и налево. Ишь какой умный сыскался! Мы сами про себя все знаем, да молчим. А кто много говорит, да шибко умным себя считает, тот верно не в своем уме.

Не шекспировские трагедии, правда? И не его же комедии. Да ничего не происходит. Немножко дурацкого флирта, в ходе которого более резвая, чем боязливый ее ухажер, барышня берет на себя инициативу. Штатский шпак падает с лошади. Другой потенциальный жених демонстрирует казарменные ухватки. Папаша мычит невразумительное, гости блеют. А собственно герой вместо того, чтобы закружить любимую в вихре страсти, че-нить романтическое учудить, покорить ее воображение красивым поступком, да приступом взять наконец. Он обличительными монологами увлекается.

Но почему она сверкает бриллиантовой россыпью, как содержимое целой кимберлитовой трубки? Кому на роду написано быть чистой воды камнем, в том непременно проявится. Грибоедову было. За чью еще смерть русской короне уникальным алмазом заплачено?

Источник

Комментарии


Классно! Точно!
Я об этом же в другом месте пытался сказать, но у вас намного лучше вышло.

А вот ещё история.
Недавно был юбилей И.А.Крылова, и канал Культура ему посвятил полдня вещания. И они мне напомнили огромное количество понятий, которые он ввёл в оборот и которые живы до сих пор точно так же, как понятия, введённые Грибоедовым, Пушкиным и их современниками.
И не то чтобы я цитирую их каждый день. Никогда почти не вспоминаю. Но они в подсознании живут, вот что важно. Думаю, те, что вы привели, плюс Иван Андреевич -- вот они-то все вместе и создали главные черты русской души, которую позже дополнили определёнными гранями Толстой с Достоевским (хоть вы его и не любите) и поэты (которых я не понимаю).
И теперь иностранцы душу эту изучают и тем деньги на жизнь зарабатывают. Им хватит работы ещё на сто лет как минимум. А может, и навсегда :))) Да и нам самим тоже.


Как интересно. Загадочная русская душа по аптечному рецепту: три грана Крылова, восемь унций Грибоедова, добавить Пушкина,Блока и Достоевского по вкусу, перемешать, томить на медленном огне Толстого. Подавать под воздушным Булгаковским соусом).


:)))
Именно так :)
Вот только Булгаков, я думаю, опоздал: последние штрихи к русской душе добавили всё-таки поэты типа Блока.
Дальше последовало уже в основном влияние возрастающей глобализации. Загадочность уступает место стандартизации, и не только у нас. К счастью, кое-какие признаки уникальности разных национальных душ пока сохранились. По крайней мере в современной литературе их ещё можно найти. Пока можно.


на самом деле Булгаков ни на минуту не опоздал. Человеческая душа - такой пункт назначения, куда все поезда прибывают вовремя.
А национальные особенности никуда не денутся. Зов крови для каждого из нас значит столько, сколько и представить не можем.


Не могу согласиться с вами, Майя. Булгаков опоздал. Его главный роман увидел свет только около 1970 года. К этому моменту загадочная русская душа уже достигла расцвета и успела прийти в упадок, чтобы лет через 20-30 наполниться обломками продукции Голливуда и сериалов про ментов.
Зов крови остался, но кровь и душа всё-таки не синонимы. Если уж изучать русскую душу, то по книгам, написанным до 1917 года. Ни советские, ни современные не катят -- за редким исключением, подтверждающим правило :(


Неправда ваша. Вот вы заполнены, что ли, продукцией Голливуда и сериалами про ментов? И я не заполнена. Соборная душа нации определяется не массами и не плотностью населения на квадратный километр, там другие механизмы действуют.


С этим я, разумеется, спорить не буду.
И всё-таки останусь при убеждении, что душу сформировали в основном писатели XIX - начала XX века. Те, которых вы упоминаете в своей рецензии. Остальные добавили не более 5%.
Пусть гордятся своими несколькими процентами. Один процент от Пушкина -- это тоже, скажу я вам, звучит круто :)


Душа как язык, постоянно в изменении и развитии. Застывает только мертвое.
Но пусть как обычно: вы при своем, я при своем.


Да, это мудро :)
Я, хотя и остаюсь при своём, ход вашей мысли понимаю и не стану говорить, что вы не правы. Тут явно присутствуют две стороны одной правды.


У всякой медали три стороны: аверс, реверс и ребро

картинка majj-s


Классная картинка!
А если не принимать во внимание надписи, то всё вместе составляет лицо :)


)) слегка с перепоя


С недосыпа :)))


Лучше переесть, чем недоспать. Намек поняла, отдыхайте.


:)


Ну что мы помним из "Недоросля" Фонвизина? А изучали в школе подряд. Или гоголевский "Ревизор"?

Из Фонвизина "Век живи, век учись" помнит почти каждый школьник, хотя это и не он первым изрек, а Сенека.
Что касается "Ревизора", то я не так давно перечитал эту комедию и заодно пересмотрел все значимые театральные постановки, которые можно было найти в сети. Поэтому выучил текст почти наизусть. Хотя "Ревизор" и считается самой лучшей комедией Гоголя, всё же "Женитьба" у него мне кажется смешнее.


За Век живи... Спасибо, Серёж, не помнила, что это оттуда.
А что до Ревизора, то мне тоже Женитьба всегда казалась смешнее, но после чтения Шкловского, когда стала понимать реалии, пьеса воспринимается иначе, кажется много забавнее. Это было молодых да ранних топ-менеджеров, прямо как сейчас.! Барчуки, поучившись в заграницах, назначались на должности, до которых простой чиновник мог расти лет тридцать, да так и не вырасти. За одного из таких принимают. Там есть и другие нюансы, в контексте все по другому.
Век живи, век учись))


Вот видите, Майя. Опять подтверждение тому, что сколько людей, столько и мнений. На вас производит сильное впечатление начитка, а на меня - спектакль. Но, только после того, как я сам прочитаю пьесу и по-своему её увижу и проживу её в себе. Я, вообще, в чтении чего-то стараюсь доверять только себе. А читать по ролям было моим любимым школьным развлечением на уроках литературы - всегда с большим энтузиазмом брался обычно сразу за несколько ролей, чем радовал своих одноклассников, которые, наоборот, не видели в чтении по ролям большой радости. А вот в школьных любительских сценках по каким-то произведениям принимал участие только в начальной школе. Став старше стал отрицательно относиться к любой самодеятельности, редко принимая участие особенно там, где требовалось играть не по классическим произведениям, а в какой-нибудь отсебятине.


Пьесы чаще всего читаю глазами, я не в том городе, где можно рассчитывать увидеть достойный спектакль.


Да и я тоже не в том. Но канал "Культура" и Интернет дают возможность прикоснуться к шедеврам... В некотором роде.
Кстати, не спрашивал у вас, но почему-то сейчас стало интересно, вы ведь, конечно, читали "Выбор Софи" Стайрона? Как вам экранизация книги? Намного слабее или достойное кино? Мне кажется, оно не смогло передать всю трагедию романа, несмотря на то, что режиссером фильма был Алан Пакула, а в роли Софи - Мэрил Стрип.


Выключила фильм примерно на десятой минуте. Несмотря на нежную любовь к Мэрил Стрип.


Слишком камерно снят, согласен. У меня сначала тоже был вопрос: "Что это вообще такое?" Самое удивительное, что всё самое интересное в фильме произошло после двухчасовой подготовки, так и было задумано. Для тех, кто не читал книгу - это вообще было бы потрясением и слезы ручьем из глаз. Тем, кто читал и был, в принципе, готов - тоже было не легко. В итоге у Мэрил Стрип заслуженный "Оскар" за лучшую женскую роль, но книга все равно сильнее.


А-а, так вот какая концепция.
Но ко мне фильм пришёл на почти изжитой боли от книги, а она не отпускала больше двадцати лет и стоила тяжелой душевной работы, была не напрасной и много позволила понять о жизни, о себе. Но возвращаться не стану, точно.


Да, книга не из тех, к которым готов возвращаться снова и снова. Очень и очень сложные вопросы в ней озвучил Стайрон, особенно невероятно сложные для женщин. Ведь это настоящий женский роман, каким он должен быть - в той же мере, как "Мир глазами Гарпа" - настоящий мужской роман.


Знаешь, мне в голову не приходило так классифицировать, но вот услышала и прямо удивляюсь, почему сама не додумалась?


Просто когда я его сам читал, меня не покидала мысль - как же будет его тяжело читать женщине, матери. А тот, кому тяжело при чтении книги - значит для него она и написана.