Больше рецензий

12 апреля 2019 г. 21:47

3K

2 Куй железо, не отходя от кассы

Отношение к творчеству Захара Прилепина прочно определяется выбором: за или против Донбасса. Кто за Донбасс, непременно будут восторгаться его новым романом, кто вынужден выступать против – в лучшем случае порицать, а то и просто охаивать. Это и есть формула успеха писателя: пристрастность, пристрастность и ещё раз пристрастность, которая создаёт много шума. Пристрастен Прилепин, пристрастны сторонники и противники Прилепина. Но для литературы важней беспристрастность. Прилепин вправе принять ту сторону конфликта, которая ему ближе. Литература же требует иного: художественной убедительности прежде всего.
Впрочем, в новом романе Прилепин стремится убедить читателя, что это – больше, чем литература. К такому же приёму прибегает Лимонов. Но если Лимонов, как ни пыжился, так и не оказался (и не окажется) сопричастным чему-то значительному, то Прилепину в этом отношении повезло (или не повезло): многолетний лимоновский перформанс не идёт ни в какое сравнение со смертью Захарченко. И сколько бы реверансов перед «стариком Эдом» ни совершил Прилепин на страницах романа, он понимает, что Лимонов – «иссохший, жёлтый, осыпающийся на сгибах листок» (справка об участии Лимонова в югославской гражданской войне), а сам Прилепин – «удостоверение советника Главы воюющей юной небывалой республики». Имея на руках такую карту, как лист отрывного календаря с датой 31 августа 2018 года, Прилепин стремится её удачно разыграть.
Анализировать роман нужно с конца, тем более что читатель прекрасно знает о том, о чём полгода назад сообщалось в СМИ: будет взрыв, будет смерть, всё будет – в конце повествования. А после этого – ничего, тишина, пустота, закрытая книга. Очень символично. Больше, чем литература?
Нет, не больше, потому что книга была написана после 31 августа. Развесёлые перебранки солдат Тайсона и Злого, позирование Прилепина на фоне Беллуччи и Кустурицы, переглядывание с чужой женой – всё было описано после смерти Захарченко. Формула Прилепина «кто-то сочиняет романы – а я там живу» оказывается ложной. Роман и жизнь – отдельны, поэтому можно писать о весёлом и праздном после смерти главного героя.
Кстати, главный герой книги – именно Захарченко, а не якающий на каждой странице Прилепин. Без гибели главы ДНР автору и писать было бы не о чем. Боевые будни скучны, как их ни раскрашивай. А прошлая, мирная жизнь солдат и вовсе кажется выдуманной. Например, боец с позывным Граф жил в станице, в хозяйстве его отца было три быка. Время – начало 2000-х. Для каких таких нужд в хозяйстве понадобилось аж три быка? Или вот: поймал отец малолетнего Графа за картами – «заставил съесть всю колоду, целиком, без воды». Прежде чем описывать такое, писателю-реалисту Прилепину следовало бы попробовать это на себе. Если бы выжил, заодно рассказал, каково потом на желудке.
Не меньше несуразиц и касательно Захарченко. Вот он дарит дочери автора свой смартфон. Выковыривает симку – и дарит. Так запросто. А контакты, сообщения, личную информацию, хранящуюся в памяти девайса, глава ДНР (или просто Глава) тоже девочке подарил? Что, Захарченко был настолько глуп и непрактичен?
Или заходит Глава вечером в магазин, прикупить продуктов. Берёт корзину – и к прилавку, как все. Захар ждёт его возле кассы. А про личку Главы – ни слова. Где ж они были? В машине покуривали?
У романа есть два недостатка, связанные с его написанием. Первый: недостаток сюжетный. Несмотря на близкое общение с главой ДНР, у Прилепина явно не хватало творческого материала, поэтому пришлось писать и о себе, любимом, и о событиях, с Донбассом вообще не связанных (общение с Кустурицей, с Лимоновым). Наиболее ярким примером подобного текстуального балласта является, конечно, перечисление (почти на страницу) исполнителей, чьи песни автор слушал за рулём, направляясь в Донбасс.
Второй: недостаток времени. «Сорок раз себе пообещал: пусть всё отстоится, отлежится – что запомнится и не потеряется, то и будет самым главным», – откровенничает автор в аннотации. Так ли?
Новый роман Прилепина – очень своевременная книга. Своевременная для писателя. Интерес к фигуре Захарченко со временем постепенно будет ослабевать. А издать роман сейчас, всего через семь месяцев после трагического взрыва – для этого нужно было очень постараться. Писатель действовал с чуть ли не журналистской оперативностью. Куй железо, пока горячо. Куй, не отходя от кассы.
Как следствие, явные художественные недоработки текста. Эпизоды не завершены не только логически, но и эмоционально. Вот дал Глава задание: взять языка. И майор Захар додумывает, что языка могут обменять на попавшего в плен бойца ДНР, которого сейчас, допустим, избивает «наш несчастный неприятель» (так автор называет солдат ВСУ). Вылазка за языком заканчивается неудачей (хоть и без потерь) – и всё. А что там с предполагаемым соратником, которого?.. Но автор уже перескакивает на другой эпизод.
Торопливость Прилепина оборачивается против него ещё и тем, что лишает возможности подумать: а как можно улучшить роман, усилив образ главного героя? Вот пишет Прилепин, что «старик Эд» – ровня Платону и Ленину. Думаю, и сам Прилепин доживёт до того времени, когда станет очевидной подлинная значимость Лимонова, уже сейчас сдувшегося, как воздушный шарик. Но роман-то – о Захарченко. И Прилепин второпях пропускает фантастический выигрышный ход: сравнить Захарченко с Че Геварой. Для этого есть более чем достаточное художественное основание: оба пали жертвами охотившихся на них вражеских спецслубж. Догадайся Прилепин об этом – и какой арсенал (пострашней дээнэровской «вундер-вафли») оказался бы у него в наличии. Но автор спешит, перо бежит, гонорар уже прописан в договоре с издательством.
Ещё одной особенностью романа является тяга автора к высокопарным архаизмам: Путин – император, Никита Михалков – царедворец. Прилепин и раньше величал Путина императором, но в книге подобное словесное изъявление верноподданичества активно разрабатывается как художественный приём. И автор настолько уверен в своей убедительности, что не боится стать посмешищем. Только у читателя это вызывает отвращение: настолько приторно, что противно.

Источник

Комментарии


Собираюсь купить прочитать, спасибо, а то все только хвалят.
Как сельский житель, три бычка - это нормально, их откармливают и сдают на мясо. ) В телефоне информация может храниться на симке, и вообще, может, это новый аппарат, не пришедшийся ко двору. Лимонов сдулся как общественный деятель, но писатель покруче своих современников, всех скопом. Да и сам Прилепин ничего так автор, не нужен ему столь спорный повод для привлечения интереса к новой книге. С другим сюжетом уже давно бы и купила, и прочитала.


Про бычков - может быть, а вот что вся информация в смартфоне может храниться на симке - однозначно нет. Да и естественней было бы купить в подарок новый.


В самом тексте объяснено, почему для Захарченко естественней было именно подарить сию же минуту, не оттягивая во времени. Хорошо должно быть сейчас, так как потом может уже не наступить.


Для Захарченко естественней было бы подарить что-нибудь и жене Прилепина. Но в тексте этот проступок не объяснён. Видимо, автор забыл досочинить. Перо бежало.


Вырванные вами из контекста кусочки ни о чем не говорят. Вы их додумываете. Пассаж про сравнение Захарченко с Че Геварой например:

И Прилепин второпях пропускает фантастический выигрышный ход: сравнить Захарченко с Че Геварой. Для этого есть более чем достаточное художественное основание: оба пали жертвами охотившихся на них вражеских спецслубж. Догадайся Прилепин об этом – и какой арсенал (пострашней дээнэровской «вундер-вафли») оказался бы у него в наличии. Но автор спешит, перо бежит, гонорар уже прописан в договоре с издательством.


Вчера смотрел интервью Захара "Московский Дом Книги (06.04.2019)" - где он сравнивает Захарченко с Че Геварой. То есть у него-то это в голове было, просто посчитал ненужным вставлять в текст. А вы вывернули так, будто Прилепин об этом забыл. И так вы поступаете с каждым примером - додумываете то, чего нет.

Или вот момент:

Ещё одной особенностью романа является тяга автора к высокопарным архаизмам: Путин – император, Никита Михалков – царедворец. Прилепин и раньше величал Путина императором, но в книге подобное словесное изъявление верноподданичества активно разрабатывается как художественный приём. И автор настолько уверен в своей убедительности, что не боится стать посмешищем. Только у читателя это вызывает отвращение: настолько приторно, что противно.


Одной из любимых книг Прилепина является "Каменный мост", А.Терехова. Там использован этот приём. Сталин - "Император", спецслужбы СССР - "Инстанция", генералы, послы и пр. работники высших эшелонов власти - "Железные". Сам союз - "Империя".

То есть это тоже приём, призванный подать очевидные наименования художественно, с немного другого угла. То же сделано у Прилепина. Но вы углядели в этом не то, что есть, а низкопоклонничество перед Путиным. Смешно же.

Кстати, к концу рецензии не выдержали и скатились с якобы чисто читательского взгляда на то, что есть - на взгляд человека, ненавидящего автора, а не его книги. Долго шифровались, с первых строк заявили о том, что оценку текста заменяет отношение к автору, но именно этим и грешите в рецензии. Чисто эмоциональные оценки в самом конце - тому подтверждение. "Отвращение", "противно", "посмешище" - это не оценка текста, это экзальтированные, чрезмерно экспрессивные эмоции, которые вы испытываете к Захарке, а отнюдь не к тексту)

Напоследок оставлю кусочек книжки, который приглянулся лично мне:

«Семья у меня красивая, сыновья ничего так, жена прекрасна, а дочери вообще не люди, а нечто сотворенное из неги, лазури и цветочной пыльцы. И глаза приделаны к этому».

Очень точно подметили. Согласен в вами во всем


Присоединяюсь.


То есть прочитать как художественное произведение не получится совсем?


Если художественный роман сравнить с хорошо прожаренным мясом, то книга Прилепина - мясо с кровью. Сыровато. Но некоторым по вкусу такая степень готовности.


не-не, я сторонник well done) спасибо за метафору


Очень смеялся в начале. Особенно насмешили про Лимонова, которому не быть причастным к чему-либо значительному.
Потом стало скучно. Прав ваш оппонент, что "...скатились с якобы чисто читательского взгляда на то, что есть - на взгляд человека, ненавидящего автора, а не его книги. Долго шифровались..."
Кстати, быки еще приносят хороший доход. как осемители. К хорошему быку очереди...
Так во всем: вы не знаете деталей..))