Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

12 апреля 2019 г. 06:53

382

3.5 А ты писал тотальный диктант?

Я ни разу. И до этой книги не представляла, как все происходит. Слышала, конечно, о Тотальном диктанте но мне казалось, что это для каких-то специальных людей, по роду работы связанных с написанием и/или изданием, и/или редактированием текстов. Не думала, что может любой. Может.

Хотя в "Хрестоматии..." прямо говорится, что написать Тотальный диктант на пятерку почти так же немыслимо без специальной подготовки, как получить сто баллов за ЕГЭ по русскому. Потому что тексты сложные, совсем не того уровня, какой мы помним по школе. Распространенные предложения с причастными и деепричастными оборотами, какими в обыденной жизни чаще всего не пользуемся. но ТД в большей степени признание в любви к русскому языку, восхищение его красотой и возможностями для выражения мысли, какую он предоставляет. "Мама мыла раму" - это не сюда.

Книга, как и положено хрестоматии, являет собой собрание текстов, дающих представление о стиле и лексических особенностях письма людей, в разные годы становившихся авторами текста. Построена по принципу: семь процентов от общего объема вводные и обзорные статьи, остальное - фрагменты произведений.

Возможно я предпочла бы, чтобы логистики было больше; где искать, как регистрироваться, что иметь при себе, решившись на такую авантюру. Но мы живем во времена доступного интернета и такого рода сложности не должны становиться камнем преткновения. Информация не за семью печатями, все на расстоянии пары кликов мышкой.

И да, завтра я пойду писать диктант. Во многом благодаря тому, что с месяц назад наткнулась на эту книгу. Присоединяйтесь, время еще есть.

Тотальный диктант способствует развенчанию двух распространенных мифов о русском языке – о том, что правописание не допускает вариантов, и о том, что пятерка на уроке русского языка в школе означает идеальную грамотность... Результаты Тотального диктанта опровергают еще один миф – о тотальной безграмотности носителей русского языка.

Ветка комментариев


В школе любил писать диктанты.


А я всегда предпочитала сочинения)
Не хочешь попробовать?


Честно? Лень.


Ну да, в такой денёк шашлычки под коньячок приятнее)


Майя, помнишь тему своего сочинения на выпускном экзамене в школе?


По Герою нашего времени писала, хотя точной формулировки не помню. А у тебя?


А я выбрал такую: «Тема войны в произведениях советских писателей». Я в то время как раз был под впечатлением от книг белорусского писателя Василя Быкова, и выбрал за основу сочинения его произведения о войне.


Ох, я же соврала невольно, сейчас вспомнила, тоже про войну по А зори здесь тихие, меня тогда этой книгой сильно торкнуло. А Быкова читать до сих пор смелости не набралась.


Я вот о чем подумал сейчас. В юности школьники относятся к писателям, как к каким-то, ну как бы не совсем людям, а к как существам, созданным писать книги, которые потом заставляют читать школьников. Осознание, что это простые люди приходит потом. Вот когда я писал сочинение по Быкову - он еще был живой. Но я об этом даже не думал. Он для меня был просто писателем. Я даже не думал тогда, что когда он писал - он писал-то в сущности про себя - ведь в 1943 году он был совсем еще молодым 19-летним младшим лейтенантом, за год окончив Саратовское пехотное училище - в войну долго учить - непозволительная роскошь. Был тяжело ранен. После госпиталя участвовал в освобождении Европы. Он все свои книги не придумывал, ему незачем это было делать - он писал, что сам пережил и видел. Да и Лермонтов с Пушкиным тоже. Вот такое осознание очень пригодилось бы в школе, было бы проще писать сочинения. А учителям нужно больше посвящать времени не конкретно самим произведениям, а биографиям и судьбе писателей, как они пришли к тому, что просто не могли в себе удерживать эти знания и истории и выплеснули их на бумагу, вывернули свои души наизнанку. Ведь каждая книга - это боль и страдания автора, это то, что невозможно больше сдержать в себе, в своем сердце.


Да, конечно, но я думаю, что сейчас, когда навязчивая идеологическая составляющая, которой предписывалось мучить учеников в советской школе, ушла в прошлое, так оно и есть. Это же огромное удовольствие, рассказывать детям об истории создания книги, обрамляющей и украшающей действие.


Да я бы не сказал, что что-то куда-то ушло в прошлое... Идеология сменилась, видоизменилась, замаскировалась, но никуда не исчезла. Попробуйте детям рассказать, к примеру, о Лео Таксиле на уроке литературы - и на следующий же день вы окажетесь безработным.


Да? А мне кажется Таксиль пинал большей частью католичество, наоборот патриотично)


Так это потому, что он сам был француз. А был бы немцем - досталось бы лютеранству, а если бы англичанином - прошелся бы по квакерам или англиканцам. :) Да, к тому две его самые главные книги вообще не имеют конкретных мишеней для его сатиры.


Так то да, но он, сколько помню, был тем ещё авантюристом. Когда прижимало, каялся и посыпал голову пеплом, а потом снова брался за старое. Сейчас не вспомню точно, что о нем читала, но что то не самое приятное.


Ладно, оставим Таксиля в покое. А почему не решаетесь почитать В. Быкова?