Больше рецензий

RidraWong

Эксперт

по хроническому запойному чтению...

11 апреля 2019 г. 16:26

1K

3.5 Размеренно и скучно...

При всей своей литературной всеядности и даже некоторой жанровой неразборчивости есть все же два направления, которые я обычно сознательно игнорирую. Это, во-первых, литература 19 века, и, во-вторых, «женские романы». Для Джейн Остен, впрочем, я всегда готова была сделать исключение. Хотя в данном конкретном случае, признаюсь честно, это исключение было сделано зря)) Да, я прекрасно знаю, что это одно из ранних произведений писательницы, своеобразная проба пера. И даже в нем уже проявились те качества, за которые так уважают ее творчество: искренность, психологизм, ирония. Отмечу, как один из плюсов именно этой книги, что здесь Остин присуща даже не ирония, а скорее едкий сарказм в отношении некоторых женских персонажей. А среди минусов назову именно те, за которые и не люблю подобные литературные направления.
1) Для меня страшно далеки и не вызывают никакого сочувствия проблемы людей, живущих в 19 веке. Мне непонятна эта скучная, размеренная жизнь. У меня вызывают зевоту разговоры о балах, кружевах, шляпках и кавалерах. Мне могут возразить, что многие мои современницы живут примерно также, что характеры человеческие в сущности не поменялись, просто появились другие слова: клубы, лабутены, наращивание и бойфренды. И это замечательно! А самое замечательное, что если тебе это все не интересно, или же, если быть более точной, интересно не только это, то возможностей для самореализации у тебя хватает (было бы желание). Чего не скажешь о бедолашках-бесприданницах 19 века. Выбор то на самом деле у них был очень небольшой. Либо лет в 17 большими огненными буквами начертать на лбу: «Хочу замуж!» и охотиться на всех находящихся поблизости неженатых особей мужеского полу. Либо (если в придачу к бедным родителям и с внешностью не повезло) смириться с участью старой девы, приживалки и компаньонки. «В чем же тут вина Остин?» – спросите вы, - «она же, как раз умничка, описывает все как есть, вернее было в ее время». Остин – безусловно умничка, в которой раз позволившая мне убедиться, что литература 19 века меня не цепляет.

2) А второй минус (исключительно для меня) данной книги – это как раз романтическая его составляющая. Точнее сказать практически полное отсутствие таковой в данной книге. Главный герой практически не прописан, чем он привлек бедолашку Кэтрин абсолютно не понятно, разве что тем, что это был вообще первый мужчина в ее жизни, который с ней разговаривал примерно как с равной. Опять же оговорочка «примерно» тут не случайна. Снисходительность из парня так и лезла. Бурных чувств героиня у него тоже не вызывала, однако женился в конце концов, ибо человек был здравый и трезво решил, что вряд ли попадется ему ещё на жизненном пути столь же бесхитростное и наивное существо, смотрящее на него такими преданными глазами. Лепи из такой, что хочешь, и живи себе спокойно, достойно и однообразно. А про бурные страсти, загадочные замки и страшные приключения можно и в книгах почитать. Тем более, что оба героя – большие любители готических романов, на том в общем-то и сошлись.
В целом же, герои в этой книге (чего не скажешь о более поздней Остен) – довольно картонные и унылые, сюжет весьма вяленький, малюсенькая пародия на готический роман оживляет книгу ненадолго, к тому же и затянуто все, как по мне. Остается только радоваться, что не с этой книги я начала знакомство с творчеством писательницы, а то, честно говоря, маловероятно, чтобы продолжила.