Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 апреля 2019 г. 11:53

908

4.5 Восход с морскими чудовищами

Что сделали из берега морского
Гуляющие модницы и франты?

А. Блок, «В Северном море», 1907

Милый, ручной, почти беззубый стёб над американской мечтой и американскими же ценностями. Стёб изнутри, благожелательный, гладящий по головке и приговаривающий: «Без крайностей, пожалуйста, без крайностей, а так все вроде бы и хорошо…» Интереснее форма, чем содержание, интереснее вот этот юмористический киберпанк, я с таким, кажется, не сталкивался еще – обычно все такое серьезное, цифровой ужас, порабощенные и насыщенные имплантами люди, а тут душевная беготня, любовь-морковь, привлекательные монстры и прочие безделушки.

Автор пикируется с Айн Рэнд, ласково, нежно, с ностальгией по простым рубленым временам, при этом делает это так, что до самого конца и непонятно – на чьей он стороне. Может, и не на чьей? Так, пожалуй, и лучше. Возможно, читавшим ее романы будут ближе аллюзии и сюжетные повороты, но я считал (или мне показалось, что я считывал) другие связи. Так и хочется сравнить прогулки среди монстров в канализации с «Футурологическим конгрессом» Лема, с которым автор явно знаком, если принять во внимание один из эпиграфов – цитату из «Кибериады». Кажется, что чувствуешь и налет «Бразилии» Гиллиама, где также в мире коммуникаций скрывалось что-то неподконтрольное единому стандарту (да и основатель Зоологической службы канализации Нью-Йорка Таттла напоминает). Есть и танк с ИИ, который расстрелял генералов, как в старом рассказе Севера Гансовского, есть геодезики, как в ранних мрачных работах Гибсона. Есть, в конце концов, и монструозные здания с андроидами, как в «Бегущем по лезвию бритвы».

Но больше всего трилогия общественных работ напоминает «Месс-Менд» Мариэтты Шагинян – от бесшабашности тона, от калейдоскопа происшествий и сдвинутых рамок реального до кротовых нор в мироздании и просто в зданиях, через которые подполье получает доступ к тайнам (и вы не поверите, что там оказалось под статуей Свободы). И вообще часть с карго-культом мила, ей-богу.

Думаю, эту книгу приятнее читать сейчас, чем в середине 90-х. Чем она была тогда? Очередной антиутопией, предупреждением? А теперь это забавный артефакт несбывшегося будущего, в котором есть люди, которые живы и сейчас. 2023 год, уже почти рядом, а Трамп там погиб, Елизавета II все еще королева Англии, прочие знаменитости (на 99% американские) упоминаются (и клан Хашогги, помните относительно недавний кошмар с распиленным саудитами диссидентом?). Занятно, несвежо, местами смешно. И ретрофутуризм есть, с факсами и видеомагнитофонами на фоне искусственного разума и андроидов.

Но всего этого мало, чтобы книга запомнилась. Ни связи, ни финтифлюшки ее не сделают. Хорош автор лишь юмором, уже упомянутым стёбом. Метким пером он разит политкорректность (спойлер – проблема негров решена путем их полного уничтожения во всем мире), экоактивистов, истеблишмент, илонов масков (хоть тогда конкретно этого венчурного капиталиста и не было), заграничную политику США. Список, как обычно, скучный сам по себе, как середины песен Pink Floyd, но не раз заставит вас хмыкнуть в тексте, когда автор вывернет привычную формулу так, чтобы стала видна ее ангажированность и лживость. Все эти войны «за свободную торговлю» ради ресурсов Африки после смерти негров, война «за сдерживание Сирии» с убийством Ассада – так ли это уж фантастично и юмористично? Ведь все так, пожалуй, и есть.

Не сбылась, к счастью, лишь экологическая часть с милыми мутантами и канцерогенами. Аллигаторы, трехголовые белки, акулы с конечностями – к черту, хотя бы без них обошлись. Хотя кто его знает? Может быть, и до этого недалеко?

P.S. В качестве заголовка использовано название одной из картин Уильяма Тернера, ибо его же "Дождь, пар и скорость" просилась по форме, но не подошла по содержанию.

Комментарии


История с крокодилищем в канализации была у Пинчона в "V."
Эта книга Раффа была последней, которую я попытался прочитать в электронном виде, но понял, что не смогу осилить такой текст НЕ на бумаге. С тех пор только бумажные.
В итоге нашёл-таки Раффа в бумаге, аккурат к выходу ещё двух его романов на русском. И «Месс-Менд» тоже рядом стоит на полочке, ждёт.


Не могу с тобой не согласиться по поводу бумаги: я вообще плохо поступаю, когда невмоготу читать в электронном виде - распечатываю на A4, все лучше, чем с экрана. "Месс-Менд" прекрасен отвязностью и свободой, что-то было у нас в воздухе в 20-е.

Рафф Пинчона (смешивая с Сэлинджером) упоминает пару раз, отдавая, выходит, дань памяти.


До 2023 ещё есть время - у Трампа ещё все шансы оправдать предсказанное Раффом ;)
Ну а кроме шуток было интересно читать рецензию - насколько разные взгляды на одно и то же у разных людей... Круто, спасибо!