Больше рецензий

usermame

Эксперт

по твоей мамке

3 августа 2011 г. 22:22

293

4.5

Cамый классический на свете детектив в полной мере заслужил своё звание и признание читателей по всему миру: "Десять негритят" - увлекательный, остроумный, насыщенный, яркий и да, до самой последней буквы на самой последней странице классический. С первой же главы читатель покружается в атмосферу старой доброй Англии: чопорные дамы и напыщенные джентльмены, неизменно беспристрастный и невозмутимый (по крайней мере сперва) дворецкий, трубка, "Таймс", кресло, камин и, конечно, чисто английское убийство.

Роман оказал огромное влияние на мировую культуру и является одним из прародителей поджанра "детектив закрытого типа": имеем замкнутое пространство - территорию, с которой невозможно выбраться, имеем энное число несчастных, каждый со своим уникальным характером, чертами, непременной колоритностью и обязательным скелетом в шкафу, имеем множество таинственных и загадочных смертей. А вы говорите "Пила".."Охотники за разумом"..

Агата Кристи - непревзойдённый мастер. Это видно и по ни на секунду не провисающему сюжету, и по прекрасным, изящным деталям, приводящим в щенячий восторг, и по ярчайше выписанным характерам: каждый из негритят, от первой жертвы до последней, уникален, неповторим, по-настоящему жив, каждый вызывает эмоции, каждого хочется либо обнять, либо утешить, либо взять и уе.. Чувства, переживания и мысли поданы с филигранной, достойной восхищения точностью, а ведь читателю доведётся побывать в голове у всех героев, в том числе убийцы, и когда он наконец становится известен, то диву даёшься, как ловко Кристи удалось пройти по той грани между роялем в кустах и каким-нибудь очевидным "убийца - садовник", нигде не обманув, нигде не упустив деталей, рассказав про преступника и пересказав его мысли так, что перечитывая роман и уже зная, где собака зарыта, находишься в ещё большем интеллектуальном оргазме: да, всё сходится, внутренние монологи убийцы - это именно внутренние монологи убийцы, раньше звучащие вполне невинно.

Сюжет безумно красив, а атмосфера потрясающа. Жертвы умирают одна за другой в полном, почти идеальном соответствии со стишком (чёрт, ну и клёвый же стишок) про десять негритят: таинственный мистер А.Н.Оним откровенно издевается над несчастными гостями, запертыми на его острове, а леди Агата - над читателем, истекающим от такого великолепия слюной. Часто события носят несерьёзный, театральный характер, а персонажи словно марионетки в руках убийцы, и происходящее иногда не поддаётся логике, да что там, сам хитрый план А.Н.Онима чересчур утопичен, слишком зависит от случайностей, и то, что в итоге события идеально складываются согласно ему, а кости домино падают одна за другой точно как надо и вовремя - небылица из небылиц. Но это всё лишь жертвы в угоду красоте, зрелищности, в угоду спектаклю человеческих пороков и страстей, происходящему на наших глазах.

В общем, роман ни глупым, ни скучным не назовёшь, и для людей, предвзято и презрительно относящихся к жанру детектива, его вполне можно рекомендовать в качестве лекарства от снобизма. Хотя..чаще всего в таких случаях медицина уже бессильна..

Но стоит только читателю прийти в себя после головокружительной истории о негритятах, как его уже дожидается второй роман книги - "Смерть приходит в конце". Детектив для Агаты Кристи необычный, о чём нас честно предупреждает аннотация. Но необычен он только антуражем, фоном, на котором происходят события: на этот раз никаких достопочтенных дам и господ, на этот раз - хвала Ра, Древний Египет.

Несмотря на то, что Древний Египет - это не старая добрая Англия, убийства здесь, судя по всему, совершаются не менее изощрённо. Конечно, здесь уже нет красоты возмездия за грехи согласно зловещему детскому стишку, зато есть не менее интересная тема: тема семьи. Если в "негритятах" друг с другом в замкнутом пространстве столкнулись совсем незнакомые люди, то здесь перед нашим взором предстают семейные тайны, интрижки, так любимые многими, сор из избы, который будет выметен на радость любопытному читателю.

Вот перед нами вполне достопочтенная и дружная семья: конечно, не без ссор, конечно, не без проблем, но всё ведь хорошо, правда? И вот хозяин, глава семьи, возвращается домой и привозит с собой наложницу, которая постепенно начинает сеять вражду и непонимание, ярость и зависть, злобу и предательство. Вопрос только в том, виновата ли исключительно она в происходящем или смерть зрела внутри семьи годами, лишь дожидаясь удобного момента, чтобы показать своё хищное лицо? Вопрос интересный.

Семейные мотивы смотрятся в романе замечательно - и это самое интересное, что "Смерть.." может нам предложить, исключая разве что традиционно отлично прописанные персонажи, всё-таки леди Агата - чуткий и тонкий психолог, и именно судьбами и характерами героев в первую очередь сильны её книги. Что касается сюжетной интриги, то сравнения с "негритятами" эта история уже не выдерживает, жаль, что приходится их сравнивать, ведь они находятся под одной обложкой, а с первым романом тягаться по мощи сюжета невозможно. И здесь ваш покорный слуга даже догадался, кто убийца, ещё до развязки.

Великолепный роман и хороший роман под одной обложкой - это отлично. Поэтому книгу однозначно стоит рекомендовать всем тем, кто ещё не ознакомился. Готовы ли вы поломать голову над как будто неразрешимыми загадками королевы детектива? Я знаю, что готовы.

Десять негритят: 9/10
Смерть приходит в конце: 7,5/10

Комментарии


Многоуважаемый мистер usermame!
Позвольте выразить Вам мою глубокую и не имеющую (пока) аналогов признательность за Ваш впечатляющий труд. Империя Литературы может гордиться такими, как Вы, достойными молодыми людьми. Вы — наша надежда! Леди Агата была бы Вам благодарна...
Кроме шуток, отлично и со вкусом написано. Да и предмет хорош. Детективы Кристи — из тех, что можно перечитывать, и не раз (и не два...).
Особое спасибо — за эпитет "театральный". Это в центр мишени! Детектив "Десять негритят" действительно таков: помпезен, весьма условен, пышен и величав, мрачен и элегантен... Прилагательных куча, но вот usermame сказал "театральный" - и всё объяснил.
Агата Кристи ещё не раз применяла эти шутки с песенками и стишками (например, роман "Пять поросят" или эпизод из "Смерти в облаках"), но нигде замысел не был воплощён так эффектно, как в "Десяти негритятах".
Ладно, пошла перечитывать...


Огромное спасибо за лестные слова.

Ну а лучшая похвала, безусловно - это

Ладно, пошла перечитывать...



Я действительно горд, что сподвиг вот так.


+10000000


вот не знаю, читать ли..Фильм видела, всё знаю.Пожалуй теперь стоит почитать не ради сюжета, а ради самого романа.


Я один раз в пылком литературном разговоре спросила у знакомой десятиклассницы: "Ну, ты «Три толстяка» конечно, читала?..". Она: "Нет". Я, огорчившись: "А что так?". Она: "Ну так я же фильм видела..." О_о Фильм бесподобен, но язык Олеши уникален. И пренебречь им, "потому что видел кино", наивно.
Это я так, к слову. Аманда, фильм "Десять негритят" - редкая режиссёрская удача, но и книга, уверяю вас, очень неплоха.


Ой, ну вы сто раз правы. Так и чувствуешь когда читаешь звуки, шорохи, аж даже как мысли роятся и то слышишь. А фильм лишь позволит представить картинку еще явственнее, что для детектива ну самый смак)))


А ты про какой фильм, наверное, про советский двухсерийный Говорухина?

Я вот почти сразу после прочтения посмотрел классический голливудский 1945 года, такой забавный ) Он даже с юморком и очень, кстати, милый


Конечно, Говорухина. А голливудский не видела ((
Главное достоинство фильма Говорухина — безупречный кастинг. Каждый персонаж "прочитывается" практически сразу, а уж Тони Марстон, которого убивают первым и у исполнителя которого поэтому практически нет экранного времени "лепить" своего персонажа... Не в бровь, а в глаз! Абдулов с его нажитым к тому времени шлейфом ролей. И играть практически уже ничего не надо - зрители и так всё поняли.
Насчёт голливудского же, понятно, ничего сказать не могу. Хотя мне кажется, что римейки давних фильмов (30, 40, 50 лет назад) оправданы, потому как оригиналы морально устарели. Смотрела я как-то "Одиннадцать друзей Оушена" 1960 года - я их (друзей) одного от другого не могла отличить: все по тогдашнему голливудскому стандарту выглядят. Так что Содерберг - умница и золотко! ))
Извините за офф. Сесть на конька - пара пустяков. А слезть - уже проблема ;)


А я теперь буду как раз римейк смотреть. Только он, возможно, как раз устарел, потому что 1965 года )

Извините за офф. Сесть на конька - пара пустяков. А слезть - уже проблема



Нет-нет, наоборот, большое спасибо за офф - очень приятно и интересно поболтать в комментариях )


Аналогичное спасибо.
Насчёт римейков: так, глядишь, и до 1987 года доберёшься ))
Насчёт книги: почти дочитала; обратила внимание, что Кристи постоянно пользуется (конкретно в этом романе) приёмом пропущенного звена - догадывайся, додумывай, недоумевай, крути странички туда-сюда: "я что-то пропустил?". Короче, аплодисменты леди Агате. А вот перевод совсем хромой оказался, 90-х годов, когда книги валом хлынули на рынок, и не до того переводчикам было, чтобы фразу оттачивать или хотя бы слова в нужном порядке расставить ((


Наслышан, что перевод Ларисы Беспаловой - такой, как и в этой книге, самый популярный и известный у нас в стране


Оу, шьорт побьери! Саша, прости старуху Clickosoftsky, совсем забыла упомянуть, что читаю вовсе не то издание, которое сюда добавила, потому что вовсе того в обширной базе данных ЛЛ просто нету. Так что это явная "пиратка": Челябинск, 1992, в паре с Джоном Боллом "Душной ночью в Каролине". Нигде имени переводчика нет. Просто: "Пер. с англ.". А то мы не знали )))


Не, я так сразу и понял, что у тебя другая книжка )

У моих родителей тоже где-то какие-то такие "Десять негритят" лежат


Жаль, конечно. Так уже совсем не то будет. Всё таки это же детектив


usermame: Сподвиг, это точно. Читаю (ночью, чтобы поаутентичнее выходило, хе-хе). И снова радуюсь точно найденному тобой слову. Теперь понимаю, что "Десять негритят" расположены на границе детектива и мелодрамы: персонажи - вполне себе хрестоматийные мелодраматические образы, которые должны узнаваться читателем с полувзгляда (а чего рассусоливать?) - Фанатичная Старая Дева, Отставной Вояка, Светский Хлыщ, Частный Сыщик...
Кстати, можно спросить: ты читал рассказ Клиффорда Саймака "Театр теней"? Если читал, то, конечно, вспомнишь: Бедная Сиротка, Усатый Злодей, Деревенский Философ...


Не читал, хотя Саймак - один из тех, кто у меня в ближайших планах на прочтение. Только вот на практике эти "ближайшие" планы ох как растягиваются..(


usermame , Агату Кристи считают про праву "королевой детектива", у Вас для "10 негритят" оценка 9/10, а тогда какому детективу высший балл? просто любопытно стало...


10/10 - только самым любимым и дорогим книгам. Да и "Десять негритят" не идеальны.

К тому же, скорее всего, я этот лучший детектив ещё не прочитал


читала этот детектив. мне он показался жутковатым. после прочтения остался осадок, чувство чего-то такого неприятного. второй раз я вряд ли бы перечитывала его.


интересно, каковы составляющие "чисто английского убийства"?


Спасибо за такую вдохновляющую рецензию. Я раньше совершенно не интересовалась тётушкой Агатой, но вы меня надоумили ознакомиться)