Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

11 апреля 2019 г. 05:35

15K

5 «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!»

Книга представляет собой сборник повестей и рассказов автора, написанных в разные его творческие годы, но объединённые одной большой общей темой — море и мореплавание. Не абстрактно — море, и не мореплавание вообще, а конкретно мореплавания русских, преимущественно военных кораблей примерно в середине — последней четверти XIX столетия. В каждом отдельном произведении, представленном в этом сборнике, свои персонажи, какого-то одного общего сквозного героя в книге нет. Разве что таковым можно назвать собирательный образ русского моряка — причём в качестве такового могут быть люди самых разных возрастов, званий и военно-морских профессий, начиная от довольно молодого простого матроса и заканчивая маститым адмиралом.

Некоторые произведения настолько известны и популярны, что фактически являются визитными карточками писателя-мариниста Станюковича: прежде всего, это рассказ «Максимка», затем рассказ «Нянька» (полагаю, оба эти рассказа стали широко известны и популярны из-за снятых по их мотивам замечательных фильмов «Максимка» и «Матрос Чижик»), и повесть о «Грозном адмирале». К тому же, как мне кажется, именно эти три произведения часто переиздавались в более поздние времена, в т.ч. в советский период.

В прочитанных повестях и рассказах Станюкович, наверное, как никто-другой умеет столь живописно показать всю прелесть, — но и всю будничность, а порой и драматически-трагическую опасность мореплавания, в особенности в эпоху парусного флота — что, начав чтение одного рассказа, никак не можешь захлопнуть книжку и продолжаешь перелистывать волшебные страницы до тех пор, пока не уткнёшься, наконец, в оглавление/содержание или в выходные данные книги.

Однако для романтика-реалиста Станюковича вовсе не море является самоцелью и центром сюжета любого своего произведения, а именно люди, моряки, матросы и офицеры, боцманы и штурманы, унтер-офицеры и адмиралы флота российского. Потому что даже в самом маленьком его рассказике, порой практически в несколькостраничной зарисовке всегда выведен какой-то главный герой, а если не герой, то геройский поступок того или иного персонажа — опять-таки, начиная с грозного адмирала и заканчивая совсем молоденьким матросиком.

Что касается стилистики, то, как и у Мамина-Сибиряка, в произведениях Станюковича мы всегда встречаемся с отточенным русским литературным словом, практически идентичным современному русскому языку. И даже там, где автор вставляет в рассказы прямую речь героев, всё равно она воспринимается живо и реалистично, как будто сам стоишь рядышком с персонажами рассказа или повести. И вот этот эффект присутствия читателя в сюжетном действии делает процесс чтения ещё более увлекательным и сопереживательным.

Отличная книга великолепного автора, романтика и реалиста, демократа и гуманиста.