Больше рецензий

Alina_Sladkova

Эксперт

Пишу от души и делюсь впечатлениями

8 апреля 2019 г. 09:52

10K

5 Как полюбить читать? Прочтите это эссе. Как роман.

Небольшое отступление. Прежде, чем начать, позвольте мне сказать 3 вещи:

1. Бывает, когда прочитаешь очень хорошее литературное произведение, качественное и содержательное, причём весьма быстро, иногда очень трудно подступиться к нему, вместить весь спектр мыслей, эмоций и чувств, которые оно вызывает и передать их цитатами. Это сложно. Но я попробую.

2. Извините за множество восклицательных знаков в тексте. Это от восторга!

3. Будет много текста, возможно даже самая длинная рецензия. Поэтому, приготовьтесь.

А теперь по делу. Уважаемый мсье Пеннак! Браво! Это просто гениально!

Перед Вами кладезь советов по воспитанию и общему развитию, сокровище педагогической мысли!

У меня не хватит слов, чтобы описать, сколько чувств и эмоций эта книга открыла и пробудила во мне! Однако, попробую это сделать.

Эссе преисполнено любви к Книге, Чтению, Детям, Читателям, Слову!

А начинается всё поэтапно. С малого: Звук, Буква, Слог, Слово, Фраза, Предложение, Абзац, Текст, Книга...

А дальше... Океан. Бескрайний и Безбрежный!

Эта книга — Маяк или Фонарь, освещающий путь людям на их дороге к Чтению!

Я решительно и со всей ответственностью рекомендую к прочтению это великолепное произведение.

Всем и каждому!

Прежде всего родителям: потенциальным, нынешним, будущим...

В век всеобщей цифровизации и гаджетомании, автор рассматривает весьма важную тему: Как привить любовь к чтению?

Как сделать так, чтобы человек по-настоящему полюбил читать?

На днях прочитала, что в современном обществе актуальна не сколько фраза «Кто владеет информацией — владеет всем», а «нами владеет информация».

В этом эссе очень много полезной и интересной информации о книгах, чтении как образе жизни, всеобъемлющей любви к этому процессу.

Небольшая предыстория: читать начала достаточно рано, года в 4, дома было достаточно много книг разных жанров. Лидировали «Племянник чародея» и «Лев, колдунья и платяной шкаф» из цикла «Хроники Нарнии», зачитанные до дыр и множество других.

Было множество пластинок. Виниловых. Например, вот этих:

картинка Alina_Sladkova

картинка Alina_Sladkova

картинка Alina_Sladkova

В эпоху аудиокниг и планшетов школьникам не понять.... Честное слово.

Потом наступил период активного «нечитуна». Начался он в школе и длился до 3 курса университета. А потом диплом по литературе, навык активного рецензирования. И понеслось....

В общем, на 3-4 курсе мы превратились в «машины для чтения».

И с учётом того, что у нас было ещё огромное множество различных предметов, в этом бесконечном потоке книг далеко не на все из них хватало времени. Не все получалось читать в полном объёме. Выручало краткое содержание.

А сейчас я люблю читать. У меня свободный график. Свой собственный. Чаще всего читаю в электронном варианте, иногда слушаю аудиокниги. Реже бумажные. Не считаю нужным покупать бумажную книгу, когда её электронная версия свободно доступна в интернете. За редкими исключениями. «Как роман» — как раз такой случай.

Так вот, лавируя в потоках огромного количества информации на тему саморазвития, личностного роста и развития набрела на жанр эссе. И предмет, который автор в нём затрагивает, — актуален и весьма интересен.

Можно ли привить любовь к чтению, развить литературный вкус? Да! Это возможно!

Пеннак делает попытку ответить на попутно возникающий вопрос: Как именно это сделать?

И получается весьма оригинальное чтиво.

Что вынесла для себя из книги:

Читать нужно однозначно по любви. То есть нельзя превращать книгу в инструмент пытки:

Россини, посетив музей пыток, возмутился: почему здесь нет рояля?

— Маэстро, при чём тут рояль?
— Сразу видно, что вас в детстве не учили музыке!



Автор предлагает весьма разумное решение:

Единственная допустимая инструкция — отказ от инструкций. Откройте детям вход в литературу, а не в дисциплинарный мир ограничений. Живите с книгой. Вы не обязаны читать. Вы — можете. Чтение — это личное счастье. Это ваше право, а не ваш долг.


В этом плане мне абсолютно понятно, почему даже у весьма читающих детей в период обучения в школе наступает кризис и пропадает желание читать: рамки школьной программы, её шаблонность и в какой-то степени даже несоответствие возрасту читателей.

Очень важная роль после родителей принадлежит учителям и состоит она в том, чтобы удержать читательский интерес, расширить горизонты познания и укрепить жажду к процессу чтения.

Книга современна, актуальна и весьма важна для общего культурного развития.

Даниэль Пеннак пытается разобраться в этом вопросе и рассматривает чтение как процесс, как минимум, с 4 разных сторон:

1. Рассказывает нам прежде всего о зарождении активного читательского интереса у ребёнка, механизмах этого процесса.

2. Рассуждает о том, что будет, если чтение воспринимать как догму.

3. Предлагает отпустить вожжи и позволить детям просто читать.

4. На десерт оглашает неотъемлемые права читателя.

Он умело показывает эволюцию читателя с младенчества до взрослого возраста и в этом смысле, выступает, если можно так выразиться "мостом" между поколениями детей и родителей, связующим звеном, советчиком, призывающим обе стороны понять и услышать друг друга.

По мере чтения этой книги я шаг за шагом узнавала в юном читателе саму себя в разные периоды жизни, вспоминала забавные моменты и истории из детства и студенчества. Об этом пожалуй расскажу отдельно. Чуть позже.

Автор изучает и ещё одно явление: к примеру, Ваше чадо полюбило читать, активно познаёт информацию, но со временем интересы и вкусы меняются, возможен если и не разрыв с книгами, но отчуждение. Что же способствует его появлению?

Согласитесь, с точки зрения расширения кругозора, для общего развития, это довольно полезно. А с точки зрения человека с высшим педагогическим образованием, школьного учителя литературы — тем более.

Этот литературный шедевр нужно читать медленно, вдумчиво, смакуя каждый оборот речи, каждую страницу. Ведь стиль повествования, язык автора — сплошное удовольствие!

Это тот самый случай, когда прочитав книгу, хочется не только поделиться с каждым её содержанием и сутью, но и настойчиво порекомендовать приобрести её в бумажном варианте. Одним словом — Must Read и Must Have для всех.

Задумалась ещё о вот о чем: был такой период в университете (курс то ли первый, а может второй), когда мы осознали, что иностранный язык у нас вообще не преподают. Нет, он конечно же есть в расписании. Да, там ещё масса самых разнообразных предметов, которыми (на мой субъективный взгляд) заполняли пустоту в учебном расписании.

Так вот, литературу у нас преподавали прекрасно! Спасибо огромное за это Учителям с большой буквы У!

Отдельные спецпредметы тоже хорошо преподносили. С Душой и профессионально.

Что на мой взгляд должны преподавать на филологическом: иностранные языки, литературу (в обязательном порядке), спецпредметы: Анализ и перевод текста, рецензирование. Всё! Этого вполне хватит.

Кто такой филолог? Отвечаю: специалист в области иностранных языков и литературы, переводящий, анализирующий и рецензирующий тексты! Филология — страсть к слову, любовь к текстам.

Боваризм (заболевание, передающееся текстуальным путём) — это про нас! Да, мы любим тексты. Но не пустые, а мудрые, витиеватые, вкусные!

Так вот, филолог во Мне доволен и рад!

По сути, кроме как переводить текст, анализировать его, рецензировать текст, искать в нём смысл и преподавать иностранный язык (объясняя и донося его суть) я ничего особо в жизни и не умею. Много это или мало? Не знаю. А что, если это кому-нибудь нужно???

Что скажете??? Как было у Вас? (если вдруг Вы лингвист или журналист). Или просто книголюб и заядлый читатель. Делитесь!

Я же поделилась с Вами!

картинка Alina_Sladkova

Книга прочитана в рамках 49 тура игры "Книжная полка".

P. S. А хотите мастер-класс? Если да, то поехали! Предположим, мы с Вами ничего не знаем о литературно-художественных особенностях романа «Госпожа Бовари» . Собственно и не обязаны.

Давайте представим, что нам снится сон и мы присутствуем на конкурсном экзамене на право преподавания литературы. Кандидатка проводит открытый урок. Понятное дело, волнуется. Её родные и друзья тоже здесь. Она испугана, впала в панику. Зарывается в свои записи. Потеряла план урока. А какой был чёткий план! Она знает всё! А вот его нет как нет.

Что же делать? Как быть?

Она ищет выход из положения среди гор накопленных ею познаний. И вдруг слышит...

Мадемуазель, прошу вас, плюньте на все эти литературно художественные особенности...

Расскажите нам «Госпожу Бовари»! А ещё лучше, расскажите ваш самый любимый роман!

Сделайте так, чтоб нам захотелось читать, мадемуазель!



Это гениально и в этом весь Пеннак!

Браво!

Огромное спасибо за эпизод с Зюскиндом! Сразу вспомнила, как читала книгу и захотелось перечитать...

Освежить...

Небольшой спойлер.

10 заповедей читателя или Вы имеете полное и абсолютное право:

1. Не читать

2. Перескакивать

3. Не дочитывать. Есть тридцать шесть тысяч причин бросить роман, не дочитав: ощущение уже читанного, сюжет, который нас не захватывает, неприятие идей автора, стиль, вызывающий раздражение, или, наоборот, полное отсутствие авторского почерка... Излишне перечислять остальные 35 995, среди которых можно назвать зубную боль, душевное потрясение, отшибающее мозги.

Книга валится из рук? Пусть валится. Нельзя утешиться часом чтения по команде.

Признайтесь, ведь у всех было такое:

Вот я открываю книгу, читаю — и скоро чувствую, что столкнулся с чем-то, что сильнее меня. Я собираю в кучку нейроны, я борюсь с текстом, но без толку, я могу сколько угодно чувствовать и понимать, что эта вещь заслуживает, чтоб её прочли, а вот не врубаюсь, и всё — чую что-то чужое, что мне не даётся. И бросаю. Вернее, откладываю. Убираю книгу на полку с твёрдым намерением когда-нибудь к ней вернуться. Некоторые дожидались меня не один год, есть и такие, что и по сей день ждут. Это не трагедия, просто так сложилось. Понятие «зрелости» в области чтения — штука странная. Вплоть до какого-то возраста какие-то книги нам не по зубам. Но в отличие от хороших вин хорошие книги не стареют. Они ждут нас на полках. Когда нам кажется, что мы до них «дозрели», мы берёмся за них снова. И тогда одно из двух: или встреча происходит, или мы снова терпим фиаско. Может будем делать ещё попытки, может быть нет. Книга, которая нам сопротивляется, не обязательно более трудная, чем какая-нибудь ещё. Просто при всей способности её понять, не происходит некая химическая реакция.


На мой взгляд, нет хороших или плохих книг, а есть твои или не твои, те которые нашли отклик и нет. Вот и всё.

Вырабатывать свой собственный вкус. Это так прекрасно!

Где-то в голове слышатся вопли учителя... Ка-а-а-к??? Как же можно не любить Стенда-а-а-ля??? Можно.

4. Перечитывать. По разным причинам. Например, то, что с первого раза нас оттолкнуло. Перечитывать под другим углом зрения, проверяя свои впечатления. В конце концов, это можно сделать просто так, чтобы повторить удовольствие, проверить, сохранилась ли прежняя близость.

Безусловно, каждый раз в книге, если она особа любимая, мы можем найти новые краски и очарование.

Скажу Вам так. Редко это делаю. Иногда. И это прекрасно! Пример: «Маленький Принц» (Отзыв и Рецензия)

Советую всем!

5. Читать, что попало. Что касается вкуса, в том числе и литературного — дело сугубо индивидуальное и здесь не существует чётких критериев. Но, для того, чтобы его выработать, то есть, к примеру, найти очень хорошие, содержательные и качественные книги, на мой взгляд иногда приходится прочитать огромное количество посредственных книг. Это помогает нащупать ориентиры и понять, что уж точно не ваше, — будь то жанр, сюжет, автор.

Во время учёбы в университете один замечательный преподаватель очень верно подметила, что уважающий себя филолог никогда не опустится до чтения Донцовой. Вот до сих пор помню! У нас даже отдельный семинар был на эту тему. Из него запомнила, что существует качественная художественная литература и остальная. Была статья, в которой чётко указывались критерии, признаки и прочее.

В глобальном смысле литература не может быть плохой. Потому как автор придумывал идею, сюжет, персонажей. Он в любом случае хотел что-то донести до читателей.

Если посмотреть на вопрос немного уже, можно заметить, что:

Существует такое явление, которое можно назвать индустриальной литературой. Её творцы тиражируют одни и те же истории, ставят штамп на поток, делают бизнес на сантиментах и острых ощущениях, они подхватывают любую злободневную тему и стряпают сюжетец «в струю», постоянно изучают рынок, чтобы в зависимости от конъюнктуры наготовить того или иного товара, рассчитанного на ту или иную категорию читателей. Они пишут безусловно плохие романы. Это не творчество, а воспроизводство готовых форм. Они усыпляют в нас любознательность. В них нет присутствия автора, нет и жизни, которую они якобы описывают. Плохие романы — это ширпотреб, сделанный по шаблону, который норовит и нас подогнать под шаблон.


Подобную литературу называют по-разному. В университете мы её обозначали как беллетристика. Она же пустышка. Это такие книги, которые не несут в себе абсолютно ничего полезного. Даже бумагу жалко.

Толковый нон-фикшн в эту категорию не входит.

Наши замечательные преподаватели абсолютно точно согласились бы вот с чем:

Одна из высших радостей педагога — увидеть, как ученик — при дозволенности любого чтения — сам захлопывает дверь фабрики бестселлеров и заходит отвести душу к другу Бальзаку.


6. Право на боваризм. Состояние, при котором для человека стираются границы между жизнью и художественной реальностью книги. Окунуться в книгу с головой часика на полтора... Это просто прекрасно!

7. Читать, где попало. У Вас миллион различных вариантов — парк, метро, кафе.

8.Право втыкаться. Выуживаем с полки первую попавшуюся книгу, открываем её на любой странице и втыкаемся на минутку, даже если по сути, у нас и есть всего-навсего одна минутка. Почему бы не отказать себе в удовольствии побывать в... (любая страна на выбор) на 5 минут? Этакая бесплатная телепортация. Без визы.

9. Право читать вслух. Просто для волшебства. Ведь, когда читаешь про себя, происходит непосредственная передача информации от глаз прямо в мозг. На школьном экзамене у большинства ребят от страха ум за разум заходил, у меня-то ответы всегда были правильные, но потом, дома, я всё перечитывала вслух.

10. Право молчать о прочитанном. Никто не уполномочен требовать у нас отчёта в таком личном деле.

Пользуйтесь!

свернуть

Продолжение здесь.

Комментарии


Ой, я ещё не прочитала всю рецензию вашу, но увидев картинки с пластинками, так потеплело на душе, сразу бегу написать, что у меня были такие же! Как же я их обожала. Спасибо за добрые воспоминания :)


Пожалуйста, Ада! 90-е РУЛЯТ!!! Flf


Замечательная рецензия к чудесной книге. Пеннак действительно великолепен!:)


Спасибо! Старалась это отразить! Рада, что прочитали)