Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 апреля 2019 г. 20:03

5K

5 Каштанка - не Тётка, добра не оценит

Чехов заслуженно считается одним из главных специалистов по человеческой психологии среди писателей, не только русской, но и мировой литературы. Конечно же, это так, и галерея созданных им образов, всех без исключения - крайне достоверных, поражает своей глобальностью и многообразием.

И вдруг, вот этот рассказ, который у нас по традиции относится к детской литературе. Ну, должен же был классик что-то написать для детей. Так вот, среди того немного в его творчестве, что попадает под этот формат, "Каштанке" как раз и место. Абсолютно правильное решение - отличный рассказ для детей, пусть читают и приобщаются к русской классической литературе. Говорю это на полном серьезе, а то перечитал только что написанное, и сам уловил какой-то легкий налет иронии.

Говорю без всякой иронии - рассказ действительно детский. Подрастающее поколение найдет здесь увлекательное повествование о судьбе смышленой собаки, проникнется переживаниями страдной животинки, порадуется за неё, когда наступит такой хороший и счастливый финал. Хотя, знаете, я вспоминаю свои первые - детские - впечатления, так мне было очень даже грустно. Знаете почему? Мне было ужасно жаль мистера Жоржа. Он так хорошо отнесся к Каштанке, заботился о ней, дрессировал без всякой строгости, сделал из неё артистку, а она предала его и безоглядно умчалась к старым хозяевам, которые относились к ней, когда она жила у них, намного хуже - шутки садистские себе позволяли, табак тот же. Вот и запомнил я ярче всего одинокую фигуру брошенного клоуна и печаль в его глазах.

Известно, что подарил эту историю Чехову родоначальник большой цирковой династии - клоун и дрессировщик Владимир Дуров, по его словам, нечто подобное случилось с ним самим. Антон Павлович блестяще использовал доставшийся ему материал, выступив знатоком не только человеческих душ, но еще и собачьих. Ведь, повесть хотя и написана от третьего лица, но описывает мир именно в собачьем видении. И именно "Каштанку" я вспомнил, когда уже в годы перестройки впервые открыл только что изданную тогда повесть Булгакова "Собачье сердце". Описание видения мира Шариком было так похоже на опыт Каштанки.

Но рассказ не только для детей, еще в большей степени он для взрослых. Используя прием антропоморфизма, Чехов поднимает вопросы о биологической обусловленности такого явления, как привязанность. Привязанность и верность вещи разные; верность - явление совершенно сознательное, привязанность же, управляется инстинктами. По большому счету, такое понятие как "собачья верность", означает инстинктивно обусловленную жесткую привязанность. Этому явлению есть название - импринтинг.

И такое впечатление, что Чехов, как тонкий психолог задает читателям вопрос: а какую роль в жизни человека играет такого рода привязанность? Он предлагает разобраться в себе, ведь, такие понятия как любовь, верность, ответственность стоят так близко с привязанностью, и иногда очень трудно определить, что двигает человеком в том или ином случае - осознанные проявления принадлежащих ему чувств или слепая животная привязанность. И не является ли человек во многих случаях всего лишь Каштанкой, радостно виляющей хвостом?

Рецензия написана в рамках игры "Несказанные речи"

Комментарии


Антон Павлович блестяще использовал доставшийся ему материал, выступив знатоком не только человеческих душ, но еще и собачьих. Ведь, повесть хотя и написана от третьего лица, но описывает мир именно в собачьем видении.

«Животные в литературе похожи больше на геральдических, чем на настоящих. “Благодарный” лев, “умная” и “верная” собака, даже “верный” лебедь Лоэнгрина, “эгоистическая” кошка, “лукавая” лисица и т. д. Мы приписываем животным человеческие свойства. Душевная жизнь нормального (взрослого) человека есть поток апперцепций, т.е. представлений, истолковываемых в свете всей массы предыдущих представлений. Ее основа - память, порождающая время (“реальную длительность”, как говорит Бергсон). Животное ни о чем не помнит, т. е. никак не связывает представлений, т. е. живет без времени - как мы во сне. Каштанка очень быстро и бесследно забыла и сапожника, и Федюшку. Увидев их в цирке, она реагирует на привычное раздражение с неудержимой силой привычного рефлекса, не ослабленного несуществующим для нее временем (ничего не помня - в нашем смысле слова, животное ничего и не забывает - в нашем же смысле слова), и вот уже только что пережитая жизнь у нового хозяина выпадает из ее сознания, как из нашего - сон после пробуждения. Каштанка — первая в мировой литературе подлинная собака (только Киплинг приближается к этому)» (П.Бицилли «Чехов»).

Но рассказ не только для детей, еще в большей степени он для взрослых.

«Каштанка» стала объектом самых различных толкований. Первое название произведения (1887г) – «В учёном обществе». Но уже после своей поездки на Сахалин Чехов решил "просахалинить" и этот рассказ. С добавленной главой «Беспокойная ночь» (явно рассчитанной и на взрослых!) и изменённым на «Каштанку» заглавием он вышел отдельным изданием (1892г).

такие понятия как любовь, верность, ответственность стоят так близко с привязанностью, и иногда очень трудно определить, что двигает человеком в том или ином случае - осознанные проявления принадлежащих ему чувств или слепая животная привязанность. И не является ли человек во многих случаях всего лишь Каштанкой, радостно виляющей хвостом?

Прямое попадание в десятку!)))
Искажённые представления, как и различные патологические зависимости, погружают человека в небезопасный плен собственных заблуждений. А склонность к самообману и иллюзиям может загнать его в досадную ловушку. Как считал Антон Павлович, «у несвободных людей всегда путаница понятий». Следовательно, распутать эту путаницу может только свобода. Именно в наличии свободного выбора заключается отличие подлинного чувства от его невротического эквивалента (заставляющего действовать автоматически).


Спасибо за отклик и высокую оценку. :)
Кстати, минувшей зимой перечитал "Каштанку", какое же это качество по сравнению со многим другим. Если бы не жадность к познанию и разнообразию, можно было бы всю жизнь читать одного Чехова, и это обеспечивало бы довольно высокий уровень интеллектуального бытия.


И я того же мнения!!! )))


Прямое попадание в десятку!)))

В мастерстве попадания в цель ему нет равных! Вот это полёт мысли! Стрела послушна воле стрелка! Браво!:)


Говорю это на полном серьезе, а то перечитал только что написанное, и сам уловил какой-то легкий налет иронии.

А я ведь попалась!)))
Конечно, пусть приобщаются.)))


И вдруг, вот этот рассказ, который у нас по традиции относится к детской литературе. Ну, должен же был классик что-то написать для детей.

«Писать для детей вообще не умею, пишу для них раз в 10 лет и так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Детям надо давать только то, что годится и для взрослых. Андерсен, «Фрегат Паллада», Гоголь читаются охотно детьми, взрослыми также. Надо не писать для детей, а уметь выбрать из того, что уже написано для взрослых, т. е. из настоящих художеств<енных> произведений; уметь выбрать лекарство и дозировать его — это целесообразнее и прямее, чем стараться выдумать для больного какое-то особенное лекарство только потому, что он ребенок. Простите сие медицинское сравнение» (А.П.Чехов – Г.И.Россолимо, 21 января 1900г).


Д-т (Н. Е. Эфрос), автор рецензии, опубликованной в «Новостях дня» (1892, № 3118, 28 февраля), высказал мнение, что «Каштанка» — не только детский рассказ: «...в нем слишком много тонкой отделки, рассчитанной не на детское понимание, слишком много прекрасных, чисто чеховских деталей, которые доставят эстетическое удовольствие вам и вызовут, пожалуй, зевоту у вашего юного наследника». Менее понятной и интересной для детей рецензент считал добавленную главу «Беспокойная ночь». Он писал: «А меж тем, именно эти страницы покажутся вам более интересными; вы невольно почувствуете всю их глубокую правду и в своеобразно окрашенных животных настроениях узнаете то, что не раз, быть может, переживали сами. Вы вспомните кстати несколько аналогичных страничек из „Скучной истории“ того же Ан. П. Чехова — и увидите, как много в них общего, несмотря на всю разницу действующих лиц (поневоле приходится сей почтенный титул приложить к дуровским ученикам)...».


Все верно, со всем согласен


не детский...


Не согласна с Вами, Чехонте, простите, что так вас называю, надо писать для детей, ведь так страшно выходить из дома, рано вставать, идти к чужим людям - в детский сад, школу...так страшно, когда взрослый хочет дать тебе красивую куклу...мама не в состоянии такой купить...а у врача...да он совсем не доктор Айболит...молодой, злой...и неулыбающийся...малыш, он просто боится, в его сумке лежит учебник "Детские болезни"...ну не плачь, он должен осмотреть тебя перед прививкой. Спасибо уважаемому бывшему главному санитарному врачу Анищенко, который ушёл в политику, напоследок рассказав страшилку о некачественных отечественных вакцинах. Сколько детей заболело корью в тот год. Детская литература необходима как воздух и взрослым, так как это родители, которые читают детям книги и засыпают не дойдя до конца книги. Ребёнок должен додумывать сам, родителя не добудишься, детская книга так усыпила его.


Чехов пишет только правду. В отличии от человека собака возвращается к хозяину. Собака не думает о своей выгоде. Человек одомашнил волка, сделал себе помощника - охранника дома, доброго духа семьи, который так радуется возвращению семьи домой. И не зря дети хотят собаку...Дети вырастают, собаки стареют, болеют...нашими человеческими болезнями, расплата за отказ от волчьей жизни, где животное само ищет пропитание.


Каштанка - единственный рассказ Чехова, который я не люблю. Не люблю с детства, по той же причине, по которой было грустно Вам. Мне безумно жаль несчастного клоуна, брошенного прямо во время предоставления, в тот момент, когда он наиболее сильно нуждался, когда только пережил смерть одного из своих питомцев. В детстве для меня это стало мощнейшим показателем того, как поступать нельзя. Нельзя предавать того, кто тебе доверился. Нельзя предавать того, кто поддерживал тебя в трудную минуту. Нельзя предавать того, кто в данный момент зависим от твоих поступков. Да и вообще, предавать нельзя, иначе ты не человек, а собака.