Больше рецензий

3 апреля 2019 г. 18:55

6K

3 Графомания

картинка rotmistr1980
Как не странно это звучит, но многие историки терпеть не могут исторические произведения. Видно профессиональная деятельность отбивает у них желание ещё и в художественной литературе видеть свою работу. Прилёг тут с книжечкой на диванчик после работы, а в ней очередной автор надувшись от важности вещает о темах в которых либо ничего не смыслит, либо вообще всё ставит с ног на голову (иногда сознательно). Хочется почитать что-то неисторическое, не выискивать ошибки... отдохнуть морально, одним словом.
Я хоть и историк, но понимаю, что без неё матушки, никуда, и она практически везде. В конце концов события двадцатилетний давности уже история. Однако, тоже не фанатею от произведений рассказывающих о далёких временах, знаковых событиях нашей цивилизации и тому подобного. Во-первых, потому как всё это знаю, а во-вторых, кхм... ну вы поняли. И всё же бывают такие темы, которые цепляют. Вот например освоение Сибири нашими предками. Край то не райский, хлебнули они тут лиха, но устояли не дрогнули. Есть у меня и личный интерес - родился, живу я, на Тоболе и предки мои сюда, в Сибирь, ещё с Ермаком прибыли. Так, что о сей теме знаю не понаслышке.
Прочитал в книжном магазине два абзаца нашумевшего бестселлера Алексея Иванова "Тобол. Много званых" (ну тот по которому сняли клип похожий на фильм) и покупать книгу желание сразу отпало. Вот они эти строки предваряющие толстенькую такую книженцию:
"Пьяный Пётр промахнулся ботфортом мимо стремени и едва не упал, но удержался за луку седла. Сашка Меншиков тотчас без колебаний рухнул коленями в лужу, поднял обеими руками заляпанную грязью пудовую ногу императора и вставил носком сапога в стремя, а потом, натужно хохотнув, подсадил государя на лошадь. Лизетта, соловая кобыла, стояла смирно и лишь подрагивала хвостом – она и не такое видала. Пётр разбирал поводья. Меншиков незаметно от царя вытер ладони о шелковистый бок Лизетты.
Конечно, государь перебрал мальвазии на галере, пока вместе с Сашкой плыл от Адмиралтейства к причалу Троицкой набережной, но он всё равно бы напился – не на галере, так в Коммерц-коллегии у Апраксина. У Петра опять нестерпимо болел живот, словно дьявол сидел в брюхе и накручивал кишки на локоть. Пётр знал: эта боль заполнила бы всё тело и даже голову, а теперь хотя бы из головы её вытеснил дурной и тяжёлый хмель".

Как-то не очень для мастера. Это я просто не в настроении был или докапываюсь зря? Может книга хорошая? Сомневался, сомневался, но всё же кирпичик купил. Что мы знаем об авторе? Давайте воспользуемся справочной информацией:
Алексей Иванов - известный писатель, сценарист и культуролог, автор бестселлеров "Ненастье", "Географ глобус пропил", "Сердце пармы", "Золото бунта". Лауреат премии "Книга года" в номинации "Проза года" за роман "Ненастье" в 2016 году. Он работает в самых разных литературных форматах. "Ненастье", "Общага-на-Крови", "Блуда и МУДО", "Географ глобус пропил" - современная городская проза. "Золото бунта" и "Сердце пармы" - модернистские исторические романы. "Псоглавцы" и "Комьюнити" - интеллектуальные триллеры. "Горнозаводская цивилизация", "Хребет России" и "Увидеть русский бунт" - масштабные фотокниги о национальной и нестоличной истории. "Ёбург" и "Вилы" - новый формат нон-фикшн книг о географии и истории.
Уффф, сколько всего понаписали. Ну сразу видно человек заслуженный. Но давайте ближе к цели.
По сюжету романа мы наблюдаем за историей русского военного отряда отправленного Петром I за золотом в Сибирь. Ну интересно же? Мне да. Вот только не ожидал я попасть в "Санта-Барбару".
Собравшись с силами я всё же дочитал семьсот страниц крайне запутанного романа-пеплума (правда не спервого раза), о чём громко заявлено на обложке. Кстати почему пеплум? Снова обратимся к справочникам:
Пе́плум— жанр исторического кино, для которого характерны следующие признаки: использование античных или библейских сюжетов; больша́я продолжительность фильма (зачастую более двух часов); масштабность: батальные сцены...
Фильм смотрели? Ожидаемая ерунда с невзрачным главным героем и странной подачей. Хронометраж, полтора часа ровно, хотя явно столько же не хватает. Так где же большая продолжительность и масштабность? Наверное потому что "Тобол. Много званых" состоит из двух частей и если первая книга, как я уже говорил, семьсот страниц, то вторая уже восемьсот. Что-то я совсем запутался про кино мы или про книгу. Или про громкие, кричащие заголовки привлекающие читателей.
В итоге, роман мне не понравился. Время потрачено зря (наверное самый страшный отзыв читателя для автора). Не буду говорить про исторический вздор который с умным видом понаписал Иванов (никаких рецензий не хватит, да и умею я абстрагироваться и просто получать удовольствие, если есть от чего), но роман откровенно скучный, а под конец... бредовый.
Из всего этого "царского изобилия" лёгко вышла бы повесть, а не толстенный том. Как сказал мой друг с фейсбука:"Когда проблема с сюжетом, то упор делается на описательную часть как в "женских романах".
И тут же привёл примеры:
"Простите меня, - сказал он так напряженно, как будто удерживал несущуюся лошадь";
"Я люблю тебя, - произнес он, пока его тупое копье проникало во влажную путаницу пепельных завитков";
"Бесконечное жужжание насекомых и щебетанье птиц в сочетании с воздействием пищи и вина убаюкали ее до состояния свинцового оцепенения".

Посмеялись? Тоже хорошо. Смех говорят жизнь продлевает. В "Тоболе" всё то же самое. Графомания и больше ничего. Возможно изначально и был какой-то нормальный сюжет, интересные характеры, динамика и эмоции, но они окончательно утонули в тысячах лишних букв. Зачем? Почему? И кто восхищается этой жуткой белибердой, раздавая награды и премии? Вроде бы совсем недавно говорили про вырвиглазного Zотова, выскочку Гузель Яхину и вот ещё один "мастер пера" подоспел. Да, Иванов читается легко, но ведь легко не значит хорошо. Он роняет планку качества и мы думаем, что так и надо. Текст крайне неоднороден. Там, то всё вроде бы гладко, то автор начинает выкидывать коленца и вываливать перед нами крайне короткие предложения вперемешку с ужасно длинными, размером с целый абзац. Тавтология опять же имеется, исправить которую при вычитке ничего не стоило. А уж про динамику происходящих событий и вообще можно не говорить. Страниц много, ждите. Ещё я так и не понял зачем столько персонажей, если ни один из них нормально не раскрыт, а значит судьба тебя их не слишком беспокоит. Погибайте, умерайте, исчезайте действующих лиц вагон и маленькая тележка, не жалко. Ну и главная фишечка "мастера", перекочовывающая из книги в книгу, это грязненькое, мерзостненькое впечатление от некоторых пассажиков в тексте. Вот вроде бы Иванов и родину любит и патриот, а с другой стороны обязательно не забудет ложку дёгтя в бочку мёда бросить. Сразу видно его гражданскую позицию - лаптями мы были, лаптями и останемся.
К тому же неплохо бы напомнить автору, что великие люди они конечно как мы, и ничто человеческое им не чуждо, но великими их прозвали не просто так. Не надо примерять современное мировоззрение, воспитание, поведение и систему ценностей (бесспорно близкие господину Алексею Иванову), к людям далёкого XVIII века.
А как Вам книга?

Комментарии


А я историк-архивист и исторические романы не читаю.
Но тут я захотела прочесть эту книгу, много похвал и все дела. Отступить, так скажем, от правил))) ха-ха. Но вот эти же строки про пьяного Петра с больным животом меня сразу смутили. Я слушала книгу. Вроде интересно, но много чего-то лишнего. Почему "чего-то"? Потому что прослушала я немного и решила, что нужно читать, но вот эти "чего-то" мне отбивали всю охоту. В итоге отложила книгу и судя по Вашей рецензии я вряд ли к ней вернусь


Суть уловили. Но всё же я бы на вашем месте ещё раз попробовал. Это всё таки моё мнение.)


я, наверное, не точно выразилась)))) Ваша рецензия - одна из причин, почему я не вернусь к книге.


)Нет я вас понял Татьяна, просто сам никогда рецензиям не доверяю. Люди все разные.


Да, люди разные, конечно. Кто-то доверяет рецензиям, где есть созвучные мысли и похожие ощущения, кто-то - нет))))


что вас возмутило (смутило?) в пьяном Петре с больным животом?


Да при чём тут это? Как написано вас не смущает?


Ох и не знаю стоит ли знакомится с этим автором и этим произведением. Все таки интересная тема и есть где развернутся, но не очень лестные отзывы и о книге и о фильме немного отталкивают. Вот сижу и думаю читать или нет, да и с Ивановым как то не познакомилась до сих пор, при том что он весьма популярен.


Про географа читали?)


Нет, не читала, порывалась несколько раз но так и не начала читать.


Читал "Парма"," Псоглавцы",мне понравилось,прочитаю "Тобол",напишу свое мнение с учетом рецензии автора.


Ни то, ни другое не читал. Читал про географа и пионеров-вампиров такая же ерунда, даже хуже.


я вот искренне удивляюсь вам, люди! что там может не понравиться??? книга шикарна!! плевать уже всем давно на достоверность и бла бла...КТО знает как было на самом деле????? на новгородской бересте чтоль нацарапана истина? это история с сюжетом, это экшн! вы ходите в кинотеатры на мерзких героев Марвела, а в Тоболе сомневаетесь... парадокс, блин... автор, прошу прощения за изливания, просто Иванов один из немногих современных писателей, который достоин им называться..


Плевать на достоверность??)) Если вы ничего не поняли то это явно ваша литература и Ваш автор. Наслаждайтесь вам никто не мешает.


Отличная книга. Исторически достоверная, смущает количество сюжетных линий только по началу, потом всё встаёт на свои места. Качество никто не роняет, и белибердой точно не повернётся язык назвать книгу. Но люди с гражданской позицией как у Вас, которые отрицательно критикуют любое новое, сами при этом ничего не делая называются «советский интеллигент».


С чего вы взяли, что "Тобол" исторически достоверная? Это вам в аннтотации написали? Я историк и говорю, что не достоверная. То что вы одолели большую книгу ещё не озночает, что эта книга самое лучшее, что вы читали.) Про "новое" я тоже не понял? Автор открыл новое направление в литературе? Новый стиль? По-новому использовал языковой инструмент? И напоследок, я хочу сказать, что могу критиковать писателя так как сам являюсь автором 60 новелл и рассказов. А вы?


Я не прям историк, учитель истории. Фильмы на исторические темы не выношу, а вот от хорошего исторического романа не откажусь. Слушаю книгу в аудиоформате и мне нравится (возможно, хороший чтец баллы добавляет), хотя, конечно протяжно. Как Сибирь. Кстати, вы так никому и не объяснили, что не так со сценой пьяного Петра. Только "не понял - дурак".


Кабацкий стиль прозы и мерзкое описание императора.


"Кабацкий стиль" очень даже жаловали Гоголь, Салтыков-Щедрин. А мерзкого описания правителя не стеснялся даже Нестор ("выбор веры" Владимиром). Вы ищите голубых небес и благоухающих лилий там, где их существование и не предполагается.


Ради бога читайте.)