Больше рецензий

31 марта 2019 г. 12:55

188

3 Растительными источниками красителей были древесина, корни, ягоды, листья. И цветы.

Если пытаться собрать мысли и впечатления от прочитанного в кучку, получается вот что: сначала, если проскользнуть по поверхности, может показаться, что это очень длинная арабская версия Золушки, только проблемы главной героини решились не благодаря появлению мужика (собственно, появление мужика проблем ей только добавило), но благодаря ее таланту и труду.
Главная героиня, от лица которого идет повествование, родом из маленькой горной деревушки, она единственный и очень любимый ребенок в их счастливой семье, но в год, когда ей по возрасту пора выходить замуж, пролетает сулящая несчастья комета, девочка воспринимает этот знак глубоко на свой счет, и несчастья не заставляют себя ждать: умирает ее отец. Других родственников, могущих принять двух женщин в семью, в этой деревушке у них нет, поэтому они решают пойти в Исфахан под покровительство сводного брата умершего мужа и отца.
У девушки за душой нет ни гроша, кроме ее таланта к ткачеству ковров, а сводный дядя как раз ковровщик, работающий в шахских мастерских. Он и становится наставником девочки. Мы проживаем вместе с ней несколько лет ее жизни: от неполных четырнадцати до девятнадцати, а вместе с тем развитие ее таланта, дружбу, ошибки, скандалы, позорное временное замужество, насилие, сексуальное влечение, бедность, нищенство и, наконец, успех и собственное ковровое производство.
Казалось бы, книга должна вдохновлять.
Но нет, потому что после скольжения по поверхности сюжета начинается погружение, и вот тут уже не до вдохновения.
Девочка еще совсем юна, и, хотя ислам отдавал детей своих во взрослую жизнь рано, а в Коране содержатся комментарии на все случаи жизни (не нужно лишний раз задумываться о смысле бытия), от физиологии не уйдешь, а реальность такова, что мозг полностью формируется ближе к 18-20 годам, особенно префронтальная кора головного мозга, отвечающая за рациональное мышление. Главная героиня импульсивна, поспешна в своих действиях и принимает опрометчивые решения, и, возможно, автор хотел выделить, будто бы это индивидуальность этой девочки, и она работает над этими своими качествами после всех совершенных ошибок и обретает мудрость, но реальность такова, что это обычное поведение подавляющего количества подростков и работа над ошибками прошла успешно благодаря не только ее личности, но и просто взрослению. Поэтому практически по учебнику теории литературы развитие главной героини (оно немного смущает тем, что выводы к ней приходят в виде озарений с потусторонним душком) не впечатляет, а вот как раз высказывания, что пятнадцатилетняя она – взрослая женщина, потому что побывала замужем, заставляют шевелиться волосы. Постоянное напоминание самой себе, что это культура такая, что через это прошло все человечество, а не только мусульмане, помогает слабо.
Если бы не стиль повествования, волосы бы еще и шевелились, когда описывали ту часть истории главной героини, где ей приходилось попрошайничать, потому что взращенная в наше время душа, привыкшая, что из каждого утюга вещают, что добиться можно всего, нужно только поднять известное место с дивана, не может просто так спокойно принять всей той безысходности ситуации, в которой оказалась девочка. Ей просто повезло, что дядя сжалился над ней, и это не тот случай, в котором она могла бы повлиять хоть на что-либо (хотя она и сделала все, что в ее силах).
Шевелились бы они еще и от того, что пятнадцатилетней девочке нужно было придумывать, как же разнообразить сексуальную жизнь с ее временным мужем, чтобы он ее не бросил.
Но, пожалуй, самое неприятное впечатление оставила концовка: у героини своя мастерская, ее ковры заказывают наложницы шаха, от заказов нет отбоя, она по-настоящему любит ткачество ковров, и она невероятно счастлива, что они приносят кому-то радость и вдохновение. И тут как гром среди ясного неба – часики затикали. В последней главе одна старая мудрая женщина сказала девушке, что вот теперь-то она готова к замужеству с достойным человеком, которого выберет сама. То есть это что получается, весь ее труд – это просто путь к тому, чтобы быть готовой к главной цели женщины – быть женой и матерью? Круто, че.
Но тройку я ставлю даже не из-за этого. А из-за послесловия автора. Анита Амирезвани работала над книгой 9 лет, но в итоге мы получили легкий роман, очень мало конкретики, как географической, так и временной, привязок к истории, культурных особенностей и подробностей, будто автор восемь с половиной лет из этих девяти кушал финики и пил кофе, а потом спешно-спешно писал, что хотел поведать миру, и единственная особенность – народные и около того сказки в конце каждой главы.

Сначала не было, а потом стало. Прежде Бога не было никого.

картинка Cathalinesf

Рецензия написана в рамках ДП6, команда Латеральное ингибирование ганглионарных нейронов