Больше рецензий

_ANTARES_

Эксперт

Եթե կարողացար կարդաս էս գրածը, ուրեմն մալադեց քեզ

26 марта 2019 г. 22:05

3K

4 Давай-давай, сбацай че-нибудь

В фильме "Место встречи изменить нельзя" есть один очень интересный эпизод. Там оперативник отдела по борьбе с бандитизмом МУРа Владимир Шарапов, которого играет Владимир Конкин, вынужден сыграть перед уголовниками какую-нибудь мелодию. И вот Шарапов играет Шопена. Это очень виртуозная и интересная композиция. Однако во всей этой музыке преступники видят лишь набор случайных звуков. "Так и я могу", - говорит самых юркий и нахальный из них - Промокашка. Он же советует Шарапову сыграть нечто более серьезное и душевное, а именно "Мурку". Вот это, я понимаю, мелодия! Сеанс! Это уже по-нашему, а то развели, понимаешь, дребедень какую-то!

Нечто подобное происходит и с произведениями Виктора Пелевина. Он обладает талантом, у него замечательный слог, но он сознательно занижает художественную планку, и преподносит читателю свою философию через весьма примитивные образы. Если Тургеневу при описании тленности бытия понадобилось написать роман и лишь в его конце сказать, что "все дым", то Пелевин способен сделать то же самое, уместив схожую мысль в короткий рассказ. Причем главным героем может оказаться вовсе не человек, а, к примеру, попугай или вовсе сарай.

Про сарай стоит сказать несколько слов особо. Мне рассказ "Жизнь и приключения сарая номер 12" особенно понравился. Для Пелевина, конечно же, ничего не стоит вести читателя по дебрям словесного лабиринта, где женщина может оказаться кошкой, а ее хозяин ревнующим кобелем. Более того, у Пелевина и кобель может оказаться кабелем, ведь между ними всего одна буква. Сарай статичен но, как многие из нас, задумывается о своем месте на шахматной доске жизни. Ему не нравятся потные соседи, но и стоящие рядом с ним гаражи не считают сарай себе ровней. Однако его заботят ни первые, ни вторые. Сарай мечтает о свободе. Например, вы - "офисный планктон". И вот сидите вы днями напролет перед компьютером, портите зрение, увеличиваете объем седалища. Внутри из-за малоподвижного образа жизни начинают накапливаться газы и всякие другие малоприятные явления, в боку время от времени покалывает, вечно хочется прилечь и все вокруг такое однообразное и рутинное. Но вы мечтаете о свободе. Вы, блин, бабочка. Хотите порхать себе в небе, плыть в озере окунем, растекаться мыслью по древу, а не сидеть сиднем перед монитором и накапливать жир. Так же и сарай. Он тоже ч̶е̶л̶о̶в̶е̶к̶ одинок и мечтает о лучшей жизни. Ни о том, чтобы всю жизнь пахать неизвестно на кого, а чтоб самому лететь по воздуху и наслаждаться подаренным шансом. Ведь и сарай живет всего лишь раз.

Говоривший "ага" Зигмунд тоже очень понравился. Не ему ли, "отцу психоанализа", все подмечать и делать свои авторитетные выводы? Он все видит, и кто что в рот засунул, и кто что слизнул. Между тем в рассказе нет пошлости, нет вульгарного, более того там и Фрейда нет. Вот такой загадоШный этот Пелевин. Да и Дарвин получился очень колоритным. Всем поклонникам творчества Пелевина однозначно рекомендую этот сборник рассказов. Любители "П" наверняка получат удовольствие от чтения, а те, кто не любят его, авось полюбят после этой книги.

Пелевин неакадемичен. Иногда он ругается матом и пишет про нехорошие и дурно пахнущие вещи. Зато он может "сбацать че-нибудь" простым языком о самых сложных явлениях.

02:04