Больше рецензий
25 марта 2019 г. 16:35
8K
4.5 Личность vs Коллектив
РецензияИнтересное, противоречивое произведение, поднимающее важные вопросы, в том числе воспитания, ожиданий родителей и общества от ребенка, взаимоотношений в коллективе.
Единственным минусом для меня была некая советскость произведения, т.е. идеалы прошлого все же сейчас смотрятся немного иначе.
Ведь раньше была установка, что человек - винтик большой машины, думать о себе, отрываться от коллектива - это был недопустимый эгоизм. Все в данном рассказе построено на том, чтобы показать читателям губительность и ошибочность желания ребенка быть не таким, как все.
Поражает в этой истории и отец - он сразу ищет виновных и, конечно, находит: сначала это учительница и одноклассники, он преисполнен обвинений, а потом вину должна нести уже его дочь. Я с ужасом думаю, во что превратится их жизнь, потому что это герой, который сначала слепо обожает, а потом начинает так же слепо обвинять дочь. Интересно, что он даже свое нежелание писать рассказы связывает с ней, хотя как ребёнок может этому помешать?
Думаю, автор хотел предостеречь родителей от слепого обожания детей, от того, чтобы свои личные интересы и планы ставить ниже интересов ребенка, но то, что показывается как противовес, мне не очень понравилось.
Может быть, если бы вначале мы прочли версию учительницы или подружки-одноклассницы, а не Оли, изменилось бы общее восприятие.
А так, изначально перед нами предстает образ неряшливо одетой учительницы, которая одновременно носит брюки с юбкой, имеет любимчиков в классе и хотя и пропагандирует, что важен каждый, по-видимому, считает, что поддержка нужна только слабым ученикам без особых способностей, а тех, у кого объективно есть талант, нужно игнорировать и ставить на место.
Разве родителям Оли на собрании не было бы так же приятно, как и остальным, услышать похвалу своей дочери?
Да, несомненно, надо быть человечным, стараться быть внимательным и не обижать окружающих - но сама-то учительница разве пыталась подружиться со своей ученицей или, может, наладить контакт с родителями, если действительно видела проблему.
И была ли реально проблема?
Да, Оля может и не является эмпатом, не ставит своей задачей разобраться в чувствах окружающих, но зачем ей это надо? И почему именно это преподносится как идеал? Зачем ей тратить свое время на рассказ бывших учеников о том, как они добились успехов, став поварами, если у нее другая область вызывает неподдельный интерес. Зачем ей гадать о скрытом интересе к ней одноклассника Бориса, если сама она к нему равнодушна?
Отношения между подругами тоже противоречивые: почему мы верим словам Евдокии о том, что Оля забыла о Люсе, а не словам девочки, что не получилось привести подружку на собрание. Почему вообще от Оли зависит, попадет ли Люся на эту встречу, а не от взрослых? Или позвали только творчески одаренных детей, а Люся хотела попасть туда благодаря дружбе, а не своим достижениям?
Виновата ли Оля, что Люся захотела стать ее пажом и носить за ней вещи, или же подружка сама должна разобраться в своих мотивах?
Евдокия пытается убедить отца Оли, что дочь у него бесчеловечная, но разве родитель сам не знает своего ребенка и только сторонний наблюдатель, в лице учительницы, может открыть ему глаза? Если так, то вопрос уже к родителям, почему они настолько слепы в своем обожании, а не к ребенку, которого таким образом воспитывают.
Думая о матери, девочка принесла ей цветы - это ли признак равнодушия к другим?
Она защищала свою подругу, которое "благородное" общество решило обсудить (почему же столь человечная учительница не поговорила с Люсей наедине, не травмируя ее прилюдным озвучиванием проблем), упомянув проблемы в семье. Ну а как иначе строить защиту?
Может, вообще Евдокии выгодно очернить ребенка перед родителями, чтоб горюющий отец не поднял в школе шум: как вообще учитель, который отвечает за детей, оказался неспособным выполнить свою работу и хватился пропажи только утром.
В общем, резюмируя, хочется отметить, что данное произведение можно трактовать совершенно по разному, все зависит от самого читателя и его собственного опыта
Большое спасибо Насте Anastasia246 за знакомство с этим рассказом и писателем
Комментарии
Интересно)
Из твоей рецензия я поняла, что девочку травили и обвиняли в вещах, к которым она имела отношение весьма косвенное? Или я неправильно поняла суть?
Советую прочесть, рассказ небольшой,в нем каждый видит свое :) 2 точки зрения противоположные, какая ближе читателю, та и верная.
Нет,травли там не было и обвинения может и верные,просто я больше верю ребенку,чем учительнице :)
Я обычно тоже на стороне ребенка - у меня были такие учительницы, что до сих пор вспоминаю с содроганием(((
Вот интересно,что ты увидишь в рассказе:)
Оленька была единственным и долгожданным ребёнком. Когда она появилась на свет родители сказали:““Спасибо ей!“
Они всё своё свободное время посвящали ей, несмотря на то, что отец Оленьки любил писать фантастические рассказы, а мать прекрасно играла на пианино. Но она была настолько эмоционально зациклина на себе , что не замечала этого, как и предательство по отношению к Люси, безответную любовь к Боре...
Все дети эгоцентристы, тем более с такими родителями. Но на то они и дети,странно винить их, а не родителей, которые сами принесли в жертву свои увлечения (кстати, кто их просил, Оля сама достаточно занятая, у родителей куча времени было свободного)
Предательство подруги для меня не однозначно, я склонна верить Оле,а не учительнице, которая мне не симпатична, но тут слово одной против слова другой,читатель каждый сам решает кому верить. А вот любовь Оля вовсе не обязана была замечать, юноши при желании достаточно явно чувства демонстрируют (сделал ли это Боря ещё вопрос), но девушки в праве проигнорировать и оставаться друзьями, если ответить нечем.
Конфликт конечно не актуальный, так как советские идеалы устарели. И ничьей вины в произошедшем нет.
На мой взгляд у Оли были проблемы с социализацией, которые к сожалению видела только Евдокия. Странно, когда в 16 лет у человека нет друзей ни в школе, ни в художке среди единомышленников. И странно в 16 лет не понимать, почему в походе стоит держаться вместе. Тем более она могла бы подумать о больном сердце матери. На лицо отсутствие эмпатии, и цветочки ситуацию не спасают. В реальной жизни такой драмы бы не было, но Оля бы долго гадала бы почему она ни с кем не может сойтись-подружиться.
Родители и Евдокия — без комментариев: все облажались в воспитании.
Да, правы вы. Правы. Но,читая, я была на стороне Оли. Учительница, в моем видении, очень была сурова, стремилась авторитетом задавить в ней стремление к творчеству, сделать шаблонной советской девочкой.. Один протест и проявился: забьёшь дыру- хлынет обязательно, но откуда?.. а папа очень мягкий... Ситуация тревожная, опасная при давлении на ребенку. Вы правы: по природе каждый ребенок эгоцентрик ( все пстхологиэто говорят) роль взрослого- слушать детей, прислушаться, дать совет, не дать "упасть". Спасибо.
И я на стороне Оли) Особенно из-за финала, я против того, чтобы повесить на ребенка такую вину, ведь она в любом случае ощущала бы ее, но не дело взрослых ещё усугублять психологические травмы.
А в отношении Евдокии я согласна с вами, хорошие вроде намерения, вот методы не очень, напоминает обратную дискриминацию, чтобы задвинуть Олю,сделать как все, но это вряд ли даёт хороший результат. А помните в рассказе Анатолий Алексин - Домашний совет похожая тема, там мама тоже "равняла" близнецов
О да, ещё как равняла. Это вечное стремление сравнять близнецов, старших и младших, мальчика и девочку... у матерей. Понятие индивидуальности погублено или задавлено на корню. Но ведь эта нереализованная энергия ребёнка куда-то должна проявиться?! Благо, если в добро. А учительница после этого события с Олей, интересно, что поняла, какой в работе стала ?... С уважением.