Больше рецензий

24 марта 2019 г. 16:25

958

3 Откровенно слабая книга

Помню, как в детстве глотала все книги любимых авторов - и сильные, и слабые - без разбора. Не понимала, когда видела критические отзывы на того же Лукьяненко, например. Мне был важен авторским мир, язык, герои и лишь в последнюю очередь сюжет, композиция, история. Думаю, что положительные отзывы фанатов Соболь связаны именно с этим феноменом - слепотой поклонников. Если же быть объективным, книга неудачная. Пожалуй, единственное, что осталось на уровне, это язык. Мягкий, точный, очень ладный. Остальное, уж простите, автор, довольно слабо.
Во-первых, мир. Мало того, что он почти не описан - скупые заметки вроде того, что трава и листья поблекли, не в счет - так еще и то, что описано, очень сомнительно. Даже не сомнительно, а как-то неубедительно. Магия плохая, магия хорошая, места силы, атрибуты, которые накапливают силу... Да это не художественный текст, а мануал к компьютерной игрушке. Ну правда! В такой мир при всем желании невозможно поверить. Он насквозь искусственный!
Во-вторых, коллизия. Два мальчика идут через лес? Ээээээ... И все? По сравнению, с большинством произведений в этом жанре, где бушуют любовные страсти, интриги, совершают настоящие подвиги - это все ну очень скучно и бедно.
В-третьих, композиция. Нет нормальной экспозиции. Сразу начинаются события, которые требуют испытывать к герою сильные чувства (например, во время его сражения с Медведем). Но испытывать их невозможно, так как до этого не происходило ничего такого, за что героя можно было бы пожалеть, или вызвало бы восхищение. Кроме того изначально не показывается злодейства ястребов - их не из-за чего бояться, их не за что ненавидеть. То есть интерес к повествованию угасает, не успев разгореться.
В-четвертых, вторичность. Ощущение, что весь текст скроен из лоскутиков других произведений. Магия, которая питается чувствами людей - это Дозоры Лукьяненко, игрища подростков, за которыми наблюдает империя - это Голодные игры, противостояние стрижей и ястребов - это половина мультов Миядзаке, Тень и все, что с ней связано - это волшебник Средиземноморья, пророчество о спасении мира ... - это тысячи произведений в жанре фэнтези. Нет, я не говорю, что Анима - плагиат. Просто сплошные отзвуки других произведений, нет ничего по-настоящему своего. От слова "совсем". Как ни странно, но Дарители, где концовка была точным слепком со "Звездных войн", мне показались куда более самобытными.
В-пятых, беда с названиями. Само слово "Анима" навевает много всяких ненужных ассоциаций - от анимы и анимуса в психологии до японского анимэ. А стрижи с ястребами? Они к чему? А квадрат Ноль Ноль? Это из какой научной фантастики сюда залетело? Вся эта разноперость названий только усиливает ощущение лоскутности текста. Ах, да, еще про появление Руси в финале забыла. Это уже совсем из другой оперы.
Вывод. Странный, издерганный, инфантильный текст. Ощущение, что хороший автор сильно запутался с тем, что ему писать. Может, все-таки не янг-эдалт, а просто сказки? Лет на 9-12? Вот тут автору не будет равных. И не придется нагонять на текст ненужной взрослости со всеми этими квадратами Ноль Ноль. Смешно же!