Больше рецензий
23 марта 2019 г. 20:23
4K
3.5 Как мало похожа действительность на то, о чем мы мечтаем. (с)
РецензияЛюди всегда создавали себе богов по собственному образу и подобию.
Долго, очень долго откладывала эту книгу, и уже в последние дни отведённого срока «Книгомарафона». О книге ранее я почти не слышала, периодически встречала в рекомендациях, но огромного желания читать у меня не было. И вот, я наконец-то осилила (именно слово — осилила, иначе тут не скажешь) эту книгу, которая вызвала массу мыслей, и среди них много сомнений. Но дело тут не в таланте автора (как по мне, у автора свой интересный стиль), а именно в некоторых сюжетных моментах. Книга идеальна в плане передачи жизненного опыта, но в то же время это бывало очень часто так сложно передано, а иногда и скучно (много ненужных деталей, моментов, которые, по сути, не так важны читателю). Я не могу поставить выше 3,5, возможно, в силу того, что последние моменты книги оставили больше негативных эмоций, чем положительных.
Филип Кэри — главный герой, о котором будет вестись повествование на протяжении всей книги. От самого детство до зрелости. Эта история о человеке, у которого есть физический недостаток (хромота), не позволяющий ему работать на более тяжелых работах. Эта история о человеке, который прошёл длинный путь развития — восхищение религией и желание стать священником как его дядя , желание стать художником и мечта стать талантливым человеком, о котором все будут знать, мысль продолжить дело своего отца и так далее. И это ещё не конец, каждый раз у него меняется мировоззрение. Например, восхищение религией и желание стать священником: под влиянием религиозных опекунов он хотел изучить всё связанное с религией, пойти учиться на священника, продолжить их дело. Но под влиянием других людей, передовых идей того времени у него постоянно менялись взгляды на жизнь. На протяжении всей книги показываются успехи и неудачи главного героя (последних больше, естественно). Где-то можно порадоваться за героя, а где-то — изумиться из-за его глупости и неосторожности.
Ведь это иллюзия, будто юность всегда счастлива, — иллюзия тех, кто давно расстался с юностью; молодые знают, сколько им приходится испытывать горя, ведь они полны ложных идеалов, внушенных им с детства, а придя в столкновение с реальностью, они чувствуют, как она бьет их и ранит.
Филип достаточно своеобразный персонаж, его интересно анализировать, соотносить с нашим временем. На минуточку, он жил в конце 19 века, но многие его черты (и не только его, а черты всех персонажей, которые хоть как-то влияли на развитие истории) можно перенести на сегодняшних людей. Бесцельность жизни (да, тут можно поспорить, у Филипа было столько идей, столько мыслей, но из-за того, что он постоянно менял свои жизненные цели, начинаешь сомневаться, были ли это цели, или же просто порывы, мимолётные желания), излишняя доверчивость к людям (это уже вечное), оказываться под влиянием людей (вторая вечная истина; в данном случае Филип постоянно находился под влиянием каких-либо людей — будь то его дядя, то его дамы сердца, то его друзья во Франции, Германии и Англии; стоит проследить за знакомством с тем или иным человеком, и сразу понимаешь, что Филип слишком наивный (периодически) и внушаемый (всегда), и так далее. Под конец книги главный герой начал действительно раздражать — из-за его излишней доверчивости (3, почти 4 раза на одни и те же грабли), из-за непостоянности. И в итоге, в самом конце, из-за его отказа от своей цели, которая продержалась, к слову, достаточно долго. Зато happy end.
Если говорить о других персонажах, то хотелось бы прежде всего отметить мистера Кроншоу. Как же занимательны были его беседы с Филипом, из их разговоров можно делать одни цитаты:
Из других персонаже стоит отметить: Милдред (даже имя вызывает раздражение) — одна из его дам сердца, если её так можно назвать. В самом начале я жалела её, мне было жалко её из-за того, как складывались отношения с Филипом, но потом мне стало жалко Филипа. Но ведь сам виноват, не так ли? На одни и те же грабли. Но это люди, они не любят учиться на своих же ошибках. А когда в деле замешаны чувства, это взрывная смесь нелогичности.
Затем — дядя Филипа. Изначально он не вызывал каких-либо эмоций, но под конец начинаешь его уважать (да и в целом начинаешь уважать семейство Кэри, которое ухаживало за бедным ребёнком, который потерял своих родителей). Отмечать периодических персонажей (например, Лоусона, Ательни и других) можно очень и очень долго. Но каждый из них влиял на развитие главного героя. Особенно последний, который стал отправной точкой к счастью главного героя. Назовём это так.
Единственный способ жить — это забыть, что ты умрешь. Смерть не заслуживает того, чтобы о ней думали. Страх смерти не должен влиять на поступки мудреца.
Из других персонаже стоит отметить: Милдред (даже имя вызывает раздражение) — одна из его дам сердца, если её так можно назвать. В самом начале я жалела её, мне было жалко её из-за того, как складывались отношения с Филипом, но потом мне стало жалко Филипа. Но ведь сам виноват, не так ли? На одни и те же грабли. Но это люди, они не любят учиться на своих же ошибках. А когда в деле замешаны чувства, это взрывная смесь нелогичности.
Этак легко было бы жить: сделал свинство, попросил прощения, отряхнулся и пошел дальше как ни в чем не бывало.
Затем — дядя Филипа. Изначально он не вызывал каких-либо эмоций, но под конец начинаешь его уважать (да и в целом начинаешь уважать семейство Кэри, которое ухаживало за бедным ребёнком, который потерял своих родителей). Отмечать периодических персонажей (например, Лоусона, Ательни и других) можно очень и очень долго. Но каждый из них влиял на развитие главного героя. Особенно последний, который стал отправной точкой к счастью главного героя. Назовём это так.
И в итоге концовка меня немного разочаровала. Да, счастливый конец, да, всё, казалось бы, наладилось, но почему-то несчастьям героя уделялось столько много времени (смерти близких, неудачи в обучении, потеря желания к работе и каким-либо профессиям, неудача в любви и так далее), но вот именно счастливой поре — так мало времени. Хотелось увидеть чуть больше описания (хотя и так много деталей, но всё же). Показать, как сложилась жизнь, к чему в итоге пришёл Филип. Но можно думать самим, возможно, так лучше.
Изначально читать было очень интересно, но постоянная внушаемость героя начинала раздражать. Да, это важная деталь сюжета, но всё же со временем (а ведь в этом плане герой не менялся вообще) всё больше и больше вызывает неприязнь к самому герою. Для меня важно, когда герои в книги нравятся (плохие, хорошие — неважно). Говоря о сюжету, я хочу сказать, что в целом мне понравилось — тут и важные уроки, тут и много интересных примеров и моментом (для меня самый интересный момент — жизнь в Париже, увлечение искусством, импрессионистами), но излишняя детализация, затянутость снижает интерес и впечатление от книги в целом. Но прочитать стоит (вроде есть укороченная версия), так как тут есть много интересных мыслей, есть хорошие цитаты, которые можно использовать и сейчас.
Эль Греко «Вид Толедо».
Прочитано в рамках "Книгомарафона".