Больше рецензий

20 марта 2019 г. 16:15

2K

4.5 Путешествие сквозь жизнь

Непросто писать рецензию на эту книгу (хотя не написать не могу). Наверное, потому что она слишком сильно превзошла любые мои ожидания и уже закрыв последнюю страницу, меня все еще смутно терзают сомнения: "А не показалось ли мне?..." А может я неоправданно высоко оцениваю эту книгу, потому что, последнее время мне попадались, мягко говоря, совершенно средние книги? А на безрыбье, как известно, и рак рыба? Но, все-таки нет... Раз за разом, я брала эту книгу в руки, начинала читать и попросту пропадала куда-то... Я была полностью там. В тексте. В потоке сознания, который я, признаться, не то чтобы очень люблю. В царстве русского языка, который и слушать порой можно как музыку, и глазами вбирать, как самую красивую картину. Я погружалась в поток не только мыслей, но и эмоций и это было подлинное наслаждение.

Сюжет мне, если честно, описывать совсем не хочется. Не то чтобы он был вторчен, но, во-первых, в аннотации сказано уже достаточно, а во-вторых, его уже много раз описали до меня, и сделали это гораздо лучше, чем я бы могла. Коснусь только одной линии книги - отношений Николая и Клэр. Она вызвала у меня очень противоречивые чувства. Но, пожалуй, только в самом хорошем смысле. С одной стороны, мне было непривычно читать в книге русского писателя о Коле и Клэр. Слишком много было прочитано похожих книг, где любовные истории случались в похожих декорациях. И почти никогда в них не находилось места ни для кого, хотя бы отдаленно, похожего на француженку Клэр. С другой стороны, несмотря на всю непривычность ситуации, отношения, даже плотские описаны так тонко, так красиво, и при этом так иллюзорно, что все это вместе создает какое-то необычное чувство эмоционального сопереживания. С еще одной стороны, через эту любовную связь русского и француженки угадывается родство Газданова с русской эмиграцией и Набоковым, в частности. Но и не только через эту связь, а вообще через текст, чувствуется общность с таким мной любимым Набоковым и Буниным, Куприным.

картинка nabokov
Гайто Газданов "Вечер у Клэр" "Гимнастическое общество", Авдотья Александрова

Как я уже упоминала выше, время от времени, я одергивала себя по мере прочтения и терзалась сомнением: не обманулась ли я? Не купилась ли я на красивые слова, за которыми нет настоящей мысли. И все-таки, нет, думаю, что не купилась. Да, текст, безусловно, красивый, завораживающий, очень талантливый, и его чтение не рождало в голове обычных, ожидаемых реалистичных ассоциаций, а вызывало скорее обрывки эмоций, воспоминаний, чувств, сцены, но какие-то совсем не реальные, а будто нарисованные, выложенные мозаикой, сложенные в калейдоскопе. Уже позже, после прочтения я познакомилась в критикой романа и убедилась, что столько людей одновременно ошибаться не могут. И русские критики в эмиграции, и Горький, и Прилепин, и думаю, много кто еще, на кого я просто не наткнулась, ошибаться не могут. Книга чудесная. И занятно, что многие сравнивали Газданова с Набоковым. Совсем не зря.

Как читатель рецензии, наверное, уже понял - я, действительно, впечатлена. Это очень хороший роман, особенно, для дебютной работы. Не пытайтесь искать в нем бездны смысла, новизну (хотя, это было бы странно, учитывая, что речь идет о романе, которому почти 100 лет) или нарочитую индивидуальность (пусть ее тут и хватает). Просто уединитесь с книгой и наслаждайтесь. Эта книга, как мне кажется, не терпит шума вокруг. Чужой речи, да и вообще, любых посторонних звуков. В нее хочется нырять, погружаться как в замысловатый сон, фантазию и который никто не может выдернуть.

Перечитывать буду. Книгу, однозначно в мой личный список любимых книг.

Ставлю 9 из 10, может до идеала книга и не дотягивает, но она чудо как хороша.

Комментарии


Да, текст, безусловно, красивый, завораживающий, очень талантливый, и его чтение не рождало в голове обычный, ожидаемых реалистичных ассоциаций, а вызывало скорее обрывки эмоций, воспоминаний, чувств, сцены, но какие-то совсем не реальные, а будто нарисованные, выложенные мозаикой, сложенные в калейдоскопе.


А в это как раз есть нечто прустовское: какая-то тихая и узорная сень воспоминаний, и сердце под этой сенью, в узорных и дышащих тенях листвы..
Роман и правда чудесен и воздушен даже, как грустное и нежное вещество воспоминаний.
У Набокова, к слову, в одном из рассказов этот роман Газданова стоит на полочке его любимых книг: рядом с Гумилёвым, Защитой Лужина, 12 стульями...


Саш, я пока опасаюсь Пруста, думаю, если возьмусь - это надолго, а хочется чтобы это «надолго» было еще и приятным :) Я начинала его однажды и далеко не продвинулась... У Газданова в книге, несмотря на тягучесть и иллюзорность, действия хоть отбавляй, а у Пруста я до него так и не дошла)))

А что за расска, Саш? Я купила себе сборник всех рассказов Набокова, но пока не начинала читать :) А компания у Газданова подобралась отличная просто! Что у Гумилева, кстати, можешь посоветовать? У меня с Гумилевым полный пробел...


Да, с действием у Пруста "бяда")
Насть, а ты с какого романа начинала его читать? Со Свана?
У него стиль и фокус восприятия - вообще очень тягучий, медленный, орнаментальный..
Возможно, просто Пруст ( славное эхо)) не твой писатель. У него ты можешь найти удивительные страницы, по поэтике и чувству, но как целое - это может быть не твоё. И это нормально)
Мне осталось у него всего 2 романа.

Рассказа Набокова называется "Тяжёлый дым". Ранний.
Я кажется знаю, что за сборник ты купила: там очаровательная женщина со шляпкой на берегу моря?
Серьёзно? Пробел с Гумилёвым? Ну, тогда тебе нужно начать с конца ( тот самый редкий случай).
Есть у него последний сборничек стихов ( очень маленький) - Огненный столп.
Там все его гениальные стихи, последние. Струна жизни оборвалась, и тогда мы поняли, кого потеряли.
Хотя Набоков другой его сборничек упоминает в рассказе.
Он ведь фактически 2 стиха ему посвятил. Один из них самый известный, связанный с рассказом Наташа ( гениальный рассказ, недооценённый вообще, и самый таинственный: найден в его рукописях в 90-х годах только. Я по нему статью здесь писал.)
Стих этот - Расстрел.


Cаш, именно, бралась за этот том. Ну очень тягучеее начало, под настроение :) В целом, я не могу сказать, что мне не нравится, вот правда, читаю и ничего, приятное чтение. Но браться вновь за книгу не тянет. Если с Гайто у меня и мыслей не было - начинать читать или нет, когда образовывалось свободное время, то с Прустом совсем не так))) Я сейчас снова за него взялась и опять никак :) Застреваю на моменте, когда он даже не спел толком проснуться, а это прямо самое начало...

Книга да, именно эта, я не могла пропустить - такой милый сборник, хотя я и собираю Набокова, в основном, в другом издании :)

Может и не абсолютный пробел - я пролистывала его стихи и некоторые строки мне знакомы. Но у меня с поэзией вообще не так как с прозой. Опять же, как и с Прустом, мне для поэзии нужно какое-то особенное настроение, а оно даже не всякий год случается у меня))) Вот, на самом деле, сейчас настроение вполне подходит под стихи, и как мне кажется, под Гумилева, в частности. Надо будет взяться за тот сборник, о которым ты говоришь, спасибо тебе большое за совет :) И твою статью про Расстрел прочитаю, ты заинтриговал :)


Ну очень тягучеее начало, под настроение :) В целом, я не могу сказать, что мне не нравится, вот правда, читаю и ничего, приятное чтение. Но браться вновь за книгу не тянет

Вот точное слово, - тягучее. Тут почти нечто кондитерское, французское)
Знаешь, Насть, Набоков писал о Чехове, что он хорош на малых дистанциях ( сравнение с бегом), а на больших он выдыхается.
Это нормально. Мне вот осталось всего два тома до завершения всей эпопеи Пруста - и томик один лежит на столике у меня уже 2 года: под настроение)
Знаешь, Набоков и Газданов очень многое взяли от Пруста. Так что, считай, что ты читаешь Пруста, но как тихое и нежное отражение луны: средиземноморское солнце не всем по нутру)

И твою статью про Расстрел прочитаю, ты заинтриговал :)

Увы, но у меня нет такой статьи) Я писал о статье о "Наташе"))
Знаешь что странно? Просто взял перечитать пару рассказов Набокова, как раз из того самого сборника, что и у тебя.
Прочёл, и... мне показалось, что Набоков опять всех обхитрил. Потому как мне показалось, что в рассказе есть тайное дно с дивным секретом.
Перерыл весь инет - ни одной статьи и рецензии ( кроме 2 детских), не оказалось на этот рассказ.
Пришлось делать статью на свой страх и риск)


Саш, я решила сейчас почитать французское другого плана - взяла «Милого друга» Мопассана :) Идет, конечно, влет, в отличие от Пруста :)

На счет Набокова и Газданова - пока что мне это отражение Пруста нравится больше самого Пруста. И пока сложно представить, что я смогу проникнуться к нему также как к ним :) Хотя, кто знает - зарекаться не люблю :)

На счет статьи - начала читать и, конечно, сразу поняла, что она вовсе не про стих :) Буду читать внимательно, меня сразу же зацепила тема того, что кто-то не признает раннего Набокова - он ведь так хорош в Машеньке, да и других ранних произведениях...


Милый друг - прелестен. Хотя Набоков и писал, что Мопассан, словно бегун, выдыхается на больших дистанциях( роман).

Ну и нормально, что Набоков и Газданов нравятся больше Пруста. Не мучай себя: чтение должно приносить удовольствие, а не быть похожим на километровые пробежки.

Ой, Насть, Машенька Набокова - вообще волшебная вещь. Про неё можно много сказать тайного и волшебного)


Саш, я пока всего на середине "Милого друга" :) На удивление, мне пока очень нравится! На удивление, во-первых, потому что я уже однажды начинала этот роман, правда, в аудио-версии и он у меня совершенно не пошел, я его бросила буквально в самом начале, а во-вторых, потому что я вообще ничего от романа не ждала, как и от автора, даже не знаю почему так))) У меня в последнее время вообще получается забавно: все книгу рекомендуют, я беру читать и пусто в результе, и наоборот - беру книгу совершенно ничего от нее не ожидая, буквально, просто чтобы что-то почитать и тут такой сюрприз! И с Газдановым так вышло, и теперь с "Милым другом")))

Машенька - моя первая любовь у Набокова и, вообще, первая настоящая любовь в литературе. После нее вся моя история чтения пошла совсем по другой дороге, нежели шла раньше)