Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

20 марта 2019 г. 11:16

3K

4 Святые 90-е, или все беды из-за баб

Сразу скажу - книга неплохая. По ней в свое время сняли смотрибельный и знаковый для российского ТВ сериал "Бандитский Петербург", тот самый, где поется "там для меня горит очаааг, и вечный знааак...", а еще Антибиотик со своим "ОСТЫНЬ, ГОВОРЮ!!!!". В сериале многое сошлось - актеры, сюжет, посыл, атмосфера. Правда, качество картинки по сравнению с "Бригадой" было жалкое, но на это мало кто обращал внимание. С экшеном было слабо тоже.
Книга хороша, но все же в ней есть много моментов, которые лично у меня вызвали раздражение или недоумение. А так сериал в свое время следовал основному сюжету довольно строго.
А сюжет, кто не смотрел, таков. Все начинается с 80-х, когда выросли трое неразлучных друзей - Сергей, Олег и Катя. Сергей и Олег были влюблены в Катю, но не решались сделать первый шаг, ведь они же друзья друг другу, хотя та была не против закрутить сразу с двумя. Но время прошло, она вышла замуж за обеспеченного человека вдвое старше ее, а Олег пошел воевать в Афганистан, а Сергей стал ментом, а потом прокурором.
Перед тем, как друзья расстанутся, Сергей и Олег напились и попытались прыгнуть через яму с торчащей арматурой. Олег начал падать туда спиной (так написано), но Сергей каким-то образом умудрился толкнуть его в спину (так написано!) и спасти его.
В итоге, что не является спойлером, все пошли по кривой дорожке. С мотивацией героев и причинами таких жизненных поворотов у автора есть проблемы. Убедительной разве что представляется история Кати, которая вышла замуж за "крутого", а на каждого "крутого" найдется покруче, в общем "крутого" замочили, а ей предъявили должок.
Кстати, слова "крутой", "круче", "круто" повторяются в книге свыше тысячи раз. Не в претензии, тогда действительно это звучало на каждом шагу, но сейчас читается забавно.

0:21

Сергей работал себе в прокуратуре и вроде как честно отрабатывал свой хлеб. Однако убили его родителей, ворвавшись в их дом, и работать стало невозможно. Сергею было очевидно, что дело стараются замять, и он уходит из прокуратуры в адвокатуру.
Здесь сразу появляются забавные моменты.
Чтобы скрыть истинных исполнителей убийства, некое зло, действующее за кулисами, заставляет взять всю вину на себя какого-то заурядного бандюка. И тот берет... хрен знает зачем. Наверно, потому что совсем идиот. В книге так и написано, что ему там прошептали: "Возьми на себя", и у того как бы выбора нет. Но на следственном эксперименте подставной убийца пытается сбежать, его убивают, и тем самым ниточка совсем обрывается.
Сережка еще пробует брыкаться и получает нагоняй от начальства. Но бедного мальчика жалеет уборщица, которая ВНЕЗАПНО(!) была раньше сама прокурором, а теперь вот в плохие времена для нашей страны моет полы в родной прокуратуре. В эту историю мне верится с трудом, хотя автор уверяет, что "все по секретным документам!".
Так вот, никому не нужная уборщица помогает Сергею переквалифицироваться в адвоката, потому что у нее есть компромат на одного из адвокатов. И вот она, имея такие компроматы на влиятельных людей и будучи сама влиятельным человеком, занимается на старости лет "клинингом". Довольно странно...
Сергей адвокатом проработал недолго, потому что встретил свою бывшую одноклассницу Катю, в которую был безнадежно влюблен, и она предлагает ему поработать у нее ,потому что ей нужен "надежный человек", то есть, помощник. Довольно быстро выясняется, что в обязанности Сергея входит повседневный рабочий режим типичного бандита 90-х - стрелки, разборки и т.п.
Возникает вопрос - а почему Сергей так быстро согласился? Всего лишь из-за того, что предложение сделала как бы любовь всей его жизни? То есть вот так раз-раз - и "почему бы и нет"? С мотивацией главного героя у автора явно непорядок. Я бы еще понял, если бы он не мог устроиться адвокатом и ему бы тоже пришлось мыть полы. Но автор предпочел вставить невменяемый сюжетный твист с уборщицей со связями, а потом быстро выкинуть героя из адвокатуры и сделать его бандитом по просьбе любимой женщины.
А любимая женщина стала женой Олега, который уже давно вернулся из Афганистана, с душевными ранами и без работы. Конечно же, куда еще ему идти? Он пошел в бандиты, ведь именно туда ушли все ветераны Афгана (сарказм). Не пахать же на заводе!
Вернулся он из Афганистана, когда Катя была еще замужем за своим богатеньким буратино, правда, виделся с ней и в отсутствие мужа исполнил мечту детства - таки трахнул ее. Она немного сопротивлялась, но совсем немного, Станиславский бы не поверил. Ну, а когда муж наконец сыграл в ящик, а Олег спас ее от рэкетиров, она не смогла устоять перед обаянием настоящего героя 90-х.
Потом Олега сажают в СИЗО (попался на чем-то), а Сергей вовремя появляется на горизонте у Кати и по сути занимает его место. У них происходит диалог, и Катя убеждает его, что нет смысла задумываться о морали.

Да, если говорить прямо, не все то, через что пришлось пройти нам с Олегом, укладывается в рамки закона. Но ведь этот закон сам ни в какие рамки не укладывается и ни в какие ворота не лезет, а те, кто должны его блюсти и охранять, сами же вынуждены нарушать его же чуть ли не чаще всех остальных — и именно чтобы охранять закон… Ты же сам все это знаешь! Что, не так, скажешь?!
Сергей молча опустил взгляд. Катерина словно читала давно мучившие его мысли.
— Катя, не надо меня за советскую власть агитировать. Для меня всегда было важнее не формальное соблюдение Закона, а злодей человек или нет.

Ну, герои приходят к выводу, что раз закон не очень охраняется, а государство плохое, надо этот закон оседлать. Ну, и через всю книгу идет намек от автора, что во всем виноваты госуда-а-арство. Это оно заставило героев заниматься незаконным бизнесом. И, конечно же, советское государство, не ельцинское. Да что там, прямым текстом так и говорится:

— Понимаешь, Катюша… От того кошмара, который вокруг творится, можно, нет, даже не сгореть… Истлеть… Но этот мир придумал не я, и правила в нем тоже устанавливали совсем другие люди…
— Кто же? — спросила Катерина, чувствуя, как коньяк истомно катится по всем жилкам тела.
— Кто? Те, кто насилуют эту страну вместе с ее народом с семнадцатого года, насилуют бесстыдно и грязно…

Ух, насильники! Вот при царе был просто рай, не было уголовников, преступлений. Оказывается, это Ленин с семнадцатого года старательно пестовал организованную преступность. Для этого была свергнута демократическая монархия и появились тоталитарные Советы.
Но, к счастью, надо отдать автору должное, он крайне мало насилует читателя своим политическим мировоззрением. В конце концов никто не мешает ненавидеть советскую власть, у нас свободная страна. Но зачем придумывать героям такие дешевые самооправдания, в которые и сам автор, похоже, верит?
Так вот, Сергей и Катя начинают работать на криминального авторитета Виктора Павловича по прозвищу Антибиотик. Это несомненная удача автора. Не какой-то адский бандюган, а умный старый дедушка, интриган, стратег, умный человек, известный своими цитатами на все случаи жизни

Все бабы — дуры. Они не головой думают, а своим сладким местом. Есть глупые дуры, а есть умные, но тоже дуры.

Работать надо. Любовь, она сегодня одна, завтра — другая, а кушать всегда хочется.

Остынь, говорю!

Мочиловом в сортире любят заниматься те, кто ничего больше делать не умеют!

Работая на Антибиотика, Сергей решает для себя две морально-этические проблемы. Первая - это как трахнуть Катю, чтобы не обидеть своего друга, поскольку она не так, чтобы против. А вторая - выясняется, что Антибиотик имеет отношение к убийству его родителей. И тогда Сергей под конец книги психует, запивает, правда, в лицо своему работодателю высказать это не решается. И книга заканчивается, а продолжение нужно читать в романе под названием "Судья".
Какие еще недостатки стоит выделить в романе?
1. Обилие примитивного секса.
Главным источником "вдохновения" является Катя. Ее хотят вообще все. И, конечно же, главные герои. И у Сергея, и у Олега получается добраться до ее "яблочного пирога", и начинаются длинные затянутые постельные сцены примерно с таким описанием:

"Их языки встретились, и Катя глухо застонала"

"Первый раз Челищев вошел в нее прямо на диване, даже не успев толком раздеть Катерину"

"Он вошел в нее настолько плавно и бережно, что и сам не понял точно, когда это произошло"

Наверное, даже не почувствовал... Слишком у Кати все гостеприимно!

"Если она так еще немного пошепчет, то он просто кончит прямо в штаны и все"

Так про Катю можно подумать, что это какая-то роковая женщина. Иначе странно... у Сергея была достаточно насыщенная половая жизнь, а он так реагирует всего лишь на ее голос, словно он подросток. Возможно, здесь автор проецирует свою собственную интимную жизнь на героев, как он бы среагировал на женщину своей мечты.

"У ребят появился первый сексуальный опыт, который они приобрели у более старших девиц с филологического факультера, который однозначно считался общеуниверситетским "бл*дюшником"

Филологам должно быть обидно!
Еще автор очень любит половые акты по такой схеме - он домогается, она сопротивляется, он берет ее силой, и она соглашается, отчего они прямо возбуждаются до точки кипения. Здесь тоже чувствуются определенные авторские предпочтения и фантазии... Такое постоянно происходит с Катей, такое произошло у Сергея с массажисткой Кариной, которая работает на Катю, и еще с какими-то случайными женщинами. Вообще тема изнасилования часто звучит в книге, и почти все женщины не против. Читая книгу, можно подумать, что любой насильственный половой акт для женщины - это разве что все равно как через силу съесть лишний кусок хлеба, когда уже и так сыт, не более того. Главное, попробовать, а потом понравится... Эх, если бы это было так в реальной жизни, зачем нам тогда институт брака? Просто бери и хватай на улицах.
2. Алкоголизм.
Все герои постоянно пьют. Случилось что-то плохое - сразу в кабак или к другу, и массовые запои. Водяра наше все! Бросила жена? На работе проблемы? Выпей водочки - и проблемы исчезнут...
Сергей так вообще главный алкоголик. Непьющих нет.
Ну, я не отрицаю, явление массовое, но начинает сильно раздражать. Напоминает фильм "Левиафан".
Есть ощущение, что таким примитивным образом автор хотел создать атмосферу безнадеги - что вся страна стала пить.

Сергей промаялся полночи без сна, пока не выпил в конце концов полстакана водки, проклиная себя в душе за безволие

картинка Vitalvass
Пьют и женщины, старые и молодые, богатые и бедные, шлюхи и... сильно шлюхи.

Челищеву сидеть было уже невмоготу, он опрокидывал в себя новые порции водки, а она все никак не брала.

Уже так допился, что кровь превратилась в спирт!

Если бы в свое время Сергей не выпил столько водки перед осмотром тел своих родителей в морге, то он обязательно обратил бы внимание на отсутствие этих часов в описи их вещей и одежды.

Автор уже под конец начинает стебаться над алкоголизмом главного героя!
3. Блатной язык и диалоги вообще
В тексте встречаются нецензурные выражения, мат-перемат, но их очень мало. Такое ощущение, что цензура разрешила, но в каком-то ограниченном количестве. Дескать, один раз слово на три буквы на 50 страниц. Ну, квота как бы. От этого мат выглядит неорганичным, словно героя заставляют его сказать. Понятное дело, что криминальные авторитеты не так уж сильно и матерились, но их язык выглядит слишком прилизанным, стереотипным, неправдоподобным.
4. Национальные стереотипы.
Все кавказцы здесь бандиты и показаны максимально отвратительно. Все говорят с дичайшим акцентом: "Вай, слюшай, я твой мама ипаль", чуть что хватаются за нож. Кавказцы при этом довольно тупы, и русские герои их легко мочат. В банде Антибиотика кавказцы выше "шестерки" не поднимаются, они плохо понимают приказы, и к ним относятся, как к собакам.
Нелюбовь к кавказцам понятна, особенно когда сталкиваешься с агрессией с их стороны в реальной жизни, но выглядит это стереотипно. Так же примитивно, как в балабановских фильмах, где режиссер специально показывал кавказцев в унизительных тонах, чтобы поднять больше очков в глазах населения.
5. Тупизм и плохая мотивация героев.
Сергей главный источник тупизмов. Возможно, в этом виновата водка. Но как может человек, много лет служивший закону, так плохо разбираться в своем деле?
К примеру, у Сергея ужасная память на лица, что просто катастрофа для профессионала в уголовном процессе. Он встречает человека, вроде как вспоминает, что где-то его видел, но не может вспомнить.
Еще Сергей до того, как стал бандитом, знал известных криминальных авторитетов только по их прозвищам, но даже не особо верил в их существование. Как?! Чем он занимался в прокуратуре?
Еще Сергей ужасно тупит, когда ему несколько раз намекают, кто причастен к смерти его родителей. Доходит до того, что Антибиотик почти прямым текстом публично на свадьбе доносит эту информацию, но Сергей все не понимает. Понадобилось, чтобы Сергея нашел кавказский криминальный авторитет и без всяких намеков слил информацию об исполнителях. И этот человек работал в прокуратуре!!!
Еще крайне неубедительны эти подростковые любовные треугольники вокруг Кати...
А так, в целом, книга-то достойная, и читать можно. По крайней мере автор не романтизирует бандитизм и показывает бандитов 90-х так, как может, без иллюзий.