Больше рецензий

18 марта 2019 г. 17:57

2K

5 "Я предпочитаю быть ничем в центре, чем надутым кем-то на краю"

Даже красота при ближайшем рассмотрении утрачивает прелесть. Лучше бросить беглый взгляд, чем вытаращить глаза

Для меня эта книга была собственной Вавилонской башней. Ожидая чего-то очень сильно, непременно разочаровываешься в итоге, ибо нехотя начинаешь идеализировать предмет своего вожделения. Так у меня было с "Машиной различий" Гибсона, которую я откладывала слишком долго и, наконец прочитав, испытала лишь глухое разочарование, даже сама не понимая почему. Такой была и Вавилонская башня для Томаса Сенлина.
"Восхождение Сенлина" было не просто желанным чтивом, при первом же взгляде на нее я поняла: вот оно! Интуитивно я чувствовала, что это тот самый Грааль, которого так не хватает в моем замке, но на тот момент даже в планах перевода на русский не было. Я даже не наделась и не ждала, а просто вздыхала, поглядывая на монитор...
"Восхождение Сенлина" не заняла вершину пьедестала, на которой умиротворенно покоится товарищ Мьевиль со своим "Вокзалом потерянных снов", но при этом вызвала необыкновенное удовлетворение многослойной фантасмагорией, ощущением присутствия в этом безумном карнавале. Карусели, актеры, механизмы - все это сплеталось изящным узором, преобразуясь в тянущегося вверх монстра. Обычно я не чувствую, не ищу, не замечаю точек соприкосновения одного литературного произведения с другим, но тут меня преследовали досточно необыкновенные образы, например, воспоминания о "Незнайке на Луне" - карусели и развлечения, под покровом которых осуществлялась работа механизма для совершенно другой жизни. Приемлемее было бы сравнить "Восхождение Сенлина" с "Семенем желания" Бёрджесса, где главный герой (учитель истории) тоже все знает лишь в теории и, попав под колеса сменяющихся циклов, на собственной шкуре понял различия теории и практики, а саму Башню было бы куда уместнее сравнить с Горменгастом Пика или Замком Кафки, но если в этих произведениях здания были декорацией на фоне человеческих жизней, то в "Восхождении" во главе угла всегда высилась Башня. Башня-мечта. Башня-карнавал. Башня -двигатель. Башня-тиран. Вавилонская башня как Дамоклов меч, который постоянно напоминает тебе о смерти, но в тоже время - маяк, манящий своим светом, в котором выживут немногие.

Смерть в книге выглядела не точкой. Она была многоточием.

Да, метаморфозы Томаса, безусловно, заметны, хотя это лишь закономерные следствия происходящего с ним, ведь в первой книге он остался таким же честным, мечтающим, верным и просто подстроился под обстоятельства.
Он перестал быть "кем-то с краю", и стал "ничем в центре", в центре романа, Башни и своей команды.
Размеренное повествование и бешенный ритм карнавала. Этот безумный рынок с его постоянным движением, как живой организм , затягивает тебя в Башню и, кружа, заранее определяет твой путь...и вот Цоколь... открывая удел за уделом, как робкая кокетка, Башня бережно хранит свои тайны и рьяно охраняет заведенный в ней порядок, нежно оберегая свой хаос, даже если он прикрыт вуалью закона. А в итоге история стара как мир - герой спасает принцессу из башни.

Первая книга лишь начало истории, карнавал, предваряющий серьезную беседу.