Больше рецензий

18 марта 2019 г. 16:50

2K

5 «Двоиться человек вечно, конечно, может, но, уж конечно, будет при этом страдать» (Ф.М.Достоевский)

В повести явно прослеживается идея двойничества, выросшая из «Носа» Гоголя и переосмысленная в «Двойнике» Достоевским, который по праву считал именно себя её первооткрывателем и провозвестником. Справедливо полагая, что ничего нет фантастичнее действительности, Фёдор Михайлович перевёл эту интересную тему из гоголевского мистического мира в мир психологии. В свою очередь, Набоков в отношении к великому русскому писателю, видимо, тоже раздваивался: одна его часть Достоевского ненавидела, но другая – всё-таки любила.

Двойственность человеческой природы и мучительные её противоречия порой приводят к внутреннему раздвоению личности, что и произошло с героем повести Смуровым. На мой взгляд, в «Соглядатае» представлен классический случай развития глубокого невроза после неудавшейся попытки суицида. Герой утрачивает ощущение собственной идентичности, отчуждается от себя, его отношение к собственной персоне становится безличным. «Я был теперь по отношению к самому себе посторонним». Признавая свою невротическую «черту – склонность к навязчивым идеям», он живёт будто в тумане, не понимая ни себя, ни других, ни смысла различных ситуаций. «Всё зыбко, всё от случая». Вопрос «Кто я?» остаётся без ответа. «Где тип, где подлинник, где первообраз?». «Но право же, я ношу маску, я всегда под маской…». Налицо одна из главных характеристик невроза – смещение приложения психических сил от самореализации (развития заложенного потенциала реального Я) на самоидеализацию (развитие фиктивного потенциала идеального Я). Чтобы хоть как-то собрать себя воедино, Смуров пытается свои глубинные проблемы тщательно замаскировать. Один из автоматических способов такой маскировки – соглядатайство, играющее роль невротического защитного механизма для снижения страданий. Если человек воспринимает себя как наблюдателя над самим собой, он тем самым устанавливает чувство единства и ощущение целостности, пусть даже мнимые. Стать собственным отстранённым наблюдателем – компульсивно выбранный вариант искусного отделения себя от своего невроза. Но в результате такого псевдорешения проблемы отчуждённость от своего реального Я только усиливается и образуется порочный замкнутый круг. Исследуя себя, герой получает лишь отдельные части, но не видит контекста, не ощущает причинно-следственных связей. «Ведь меня нет, - есть только тысячи зеркал, которые меня отражают. С каждым новым знакомством растёт население призраков, похожих на меня. Они где-то живут, где-то множатся. Меня же нет».

Подобные феномены раздвоения и наблюдения за собой описываются в психоаналитической литературе, в частности – у К.Хорни. Осуществляемый таким образом процесс – это, конечно, не самопознание, ведущее к развитию и совершенствованию личности, а его прямая противоположность - построение идеализированного, ложного образа себя, то есть фактически – автоматическое сохранение и закрепление невроза. Смуров предпочитает не быть, а казаться, надевая на себя различные маски. «Что скрывать: все те люди, которых я встретил, - не живые существа, а только случайные зеркала для Смурова. … Так, всё их бытие было для меня только экраном». Подобно Нарциссу, герой пытается любоваться не собой настоящим, а своим зеркальным отражением в маскарадном костюме. Заменяя реальность иллюзией, он всё глубже погружается в самообман. Но любые иллюзии рано или поздно лопаются, как мыльные пузыри…

картинка Ludmila888

«Это было неожиданно и ужасно. Чудесный мыльный пузырь, сизо-радужный, с отражением окна на глянцевитом боку, растёт, раздувается - и вдруг нет его, только немного щекочущей сырости прямо в лицо».

картинка Ludmila888

«И все же я счастлив. Да, я счастлив. Я клянусь, клянусь, что счастлив. Я понял, что единственное счастье в этом мире - это наблюдать, соглядатайствовать, во все глаза смотреть на себя, на других, - не делать никаких выводов, - просто глазеть. Клянусь, что это счастье. И пускай сам по себе я пошловат, подловат, пускай никто не знает, не ценит того замечательного, что есть во мне, - моей фантазии, моей эрудиции, моего литературного дара... Я счастлив тем, что могу глядеть на себя, ибо всякий человек занятен, - право же занятен! Мир, как ни старайся, не может меня оскорбить, я неуязвим. И какое мне дело, что она выходит за другого? У меня с нею были по ночам душераздирающие свидания, и её муж никогда не узнает этих моих снов о ней. Вот высшее достижение любви. Я счастлив, я счастлив, как мне ещё доказать, как мне крикнуть, что я счастлив, - так, чтобы вы все наконец поверили, жестокие, самодовольные...».

В своём финальном монологе Смуров усердно и настойчиво пытается убедить, прежде всего, самого себя в том, что он счастлив. Но эти навязчивые и бессмысленные потуги вызывают лишь сочувствие и жалость к нему. Ведь один из признаков подлинного счастья – отсутствие желания что-то кому-то доказывать, а ещё - доброта и любовь к людям.

Мне кажется, что невроз не следует романтизировать и увековечивать, его желательно признать и начать работу по освобождению из его плена. Хорошо бы двигаться от невроза в сторону роста личности, от идеального, ложного образа себя – к своему реальному, истинному Я. В наше время после несостоявшегося самоубийства человека принято отправлять к психиатру. Набоковский герой, безусловно, тоже нуждался в профессиональной помощи (как минимум – психолога), так как справиться с подобными проблемами самостоятельно крайне затруднительно.

Комментарии


Не слабый невроз(?) у него уже был с самого начала, ещё до его избиения, из-за которого собственно и была попытка самоубийства.

Я же, всегда обнаженный, всегда зрячий, даже во сне не переставал наблюдать за собой, ничего в своем бытии не понимая, шалея от мысли, что не могу забыться..

Конечно! Полностью согласна! Безусловно, отклонения у него уже были. Ведь психически и психологически здоровый человек не стал бы убивать себя. И как раз для предотвращения повторных попыток необходима помощь специалиста. Но границы нормы, как правило, значительно шире границ патологии. Поэтому точный диагноз (невроз или уже психоз?) ставить сложно. Возможно, где-то на грани…


А я вот думаю, а, ведь в этом мире все сплошь, в той или иной степени, невротики. И врачи-профессионалы психологи и психиатры - тоже невротики.... Ой, вэй....


Да, это так, согласна с Вами. Но здесь важна сама направленность внутреннего движения (к себе или от себя, развитие или деградация), его вектор, то есть сравнивать себя следует не с другими, а с собой прежним. Если сегодня ты менее невротичен, чем был вчера, то жизнь удалась! )))
Хотя это, конечно, касается тех лёгких случаев, когда человек осознаёт свои проблемы и имеет желание работать над собой самостоятельно. А если требуется профессиональная помощь, то всё гораздо сложнее и очень важно найти хорошего специалиста.


Да, как и грех, наши слабости - это тоже мы и наша жизнь.
Наверное, строго говоря, если бы не было "слабостей", то за счет чего развивалась бы личность? Что вообще двигает развитием? Очевидно, что конфликт, или внутренний, или внешний, который, если приглядеться, тот же самый внутренний.
Думаю, что Набоков так мастерски все сделал по этой самой причине: он и есть - Соглядатай. Потому что иначе...нет, невозможно, невозможно двигаться, жить и творить, невозможно.


И упоминаемый в начале рецензии Достоевский тоже был Соглядатаем. Он писал, что «двойственность» - «самая обыкновенная черта у людей … не совсем, впрочем, обыкновенных … это раздвоение … и всю жизнь во мне было».


Наверное, строго говоря, если бы не было "слабостей", то за счет чего развивалась бы личность?

Согласна, конечно. Но, кроме развития, есть ещё вариант – деградация. И при поверхностном взгляде эти два противоположных направления движения можно даже перепутать. Например, различие между относительно здоровой и невротической личностью заключается лишь в степени, то есть оно является количественным. А коренное различие между здоровым стремлением и невротическим влечением (несмотря на их кажущееся сходство) – качественное, и лежит оно в побудительных мотивах.


Вот как Вы, Людмила, всегда глубоко копаете!