Больше рецензий

17 марта 2019 г. 09:53

3K

4

Книга - предсказание, книга - приговор, книга - недовольство.

Ещё в начале ХХ столетия людей пугал рост населения, более того рост населения пугал во все время. Если количество может расти безразмерно, качественный скачок всегда ограничен так называемым "уровнем эпохи". В какой-то момент всех не прокормить, так как научные и технические достижения не поспевают за функцией размножения. Потому государства останавливаются в своём развитии и постепенно сходят с мировой арены.

Хосе Ортега-и-Гассет обращает внимание на то, что небывалый прирост Европейского континента провоцирует появление человека нового типа - человека массы (так он эвфемистично называет среднестатистическое, самодовольное быдло). Автор выражает опасения, дескать, при переходе из количества в качество и отсутствии тонкой прослойки людей, которые способны к управлению, массы начинают думать, что сами с усами.

Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью.


Среднестатистический гражданин не задумывается, откуда берётся такой уровень жизни, почему он пользуется автомобилем и телевизором, он воспринимает это как конечный продукт, а растёт тот на деревьях или же это детище интеллекта, потребителя волнует мало.

Более того, в народе укоренилась генетически заложенная нелюбовь к непонятному. Во-первых, это объясняется тем, что чужеземец, или тот, кто живёт по другую сторону реки, может принести непонятное заболевание, во-вторых, человек непохожий может внести бунт и кавардак, тогда как нет желания прилагать усилия, чтобы понять чужое и несообразное общепринятому способу жизни. Отсутствие мыслительной привычки - явление опасное. Потому Хосе Ортега-и-Гассет ставит диагноз эпохе: массы берут управление в свои руки, великие учёные вырождаются в ограниченных специалистов, профанный уровень заменил собой философию и интеллект, Европа из ведущего континента превращается в провинцию.

Тут надобно сказать, что автор считает, что при развитии сразу нескольких регионов планеты, кто-то должен занять место у руля на этом Ноевом ковчеге, стать мировой державой, которая подгоняет к развитию другие, задаёт общественно-политический курс и определяет культурную планку. Продремав в сытости и довольстве все девятнадцатое столетие, Европа очутилась на нижнем уровне, где взбодренные ветром будущего массы, как избалованные дети, увлеклись концепциями синдикализма, фашизма и коммунизма.

Далее автор выводит теорию, близкую с геополитическими воззрениями Карла Шмитта, развития государств по мере усложнения устройства общественной жизни. Как города вырастали с целью ограничить поле и создать пространство для сотрудничества и обмена идеями, так государства возникали как противопоставление непонятным другим. Хосе Ортега-и-Гассет отрицает понятие национального государства и государствообразующего феномена этноса, нации, единого языка. Он считает это скорее следствием, чем причиной. А в качестве повода для создания государства он называет единую цель, устремленную в будущее.

На основании этой концепции, автор выводит идею, что европейским государствам стало тесно в рамках государства, называемого национальным. Достижения связи (каналы передачи информации) позволили государствам достаточно познакомиться, чтобы не ощущать друг к другу враждебности, потому, как выход и опровержение теории заката Европы автор видит создание европейского континентального надгосударства. Мы же понимаем, что, таким образом, он предвосхитил создание Европейского Союза с идеологией верховенства права. Единственная ошибка Хосе Ортега-и-Гассета в том, что он узрел большую угрозу в коммунизма и возможном главенстве России, не заметив опасность фашизма.

Кроме того, дискуссионным является приговор европейцу ХХ столетия. Называя европейцев варварами, автор несколько искажает действительность и игнорирует тот факт, что люди в массе всегда были ограниченными потребителями, просто возросли пропорции.

В остальном же, "Восстание масс" является качественным философо-социологическим исследованием с переменными: было, есть, будет.