Больше рецензий

15 марта 2019 г. 08:43

126

3

На краю Ойкумены

Что мне нравится в Ефремове, так это его широкий кругозор, потрясающее внимание к деталям. Кажется, что он годами собирал научный материал для своих произведений: читал разные энциклопедии и историческую литературу, чтобы сначала выработать в себе детальную картину, а уже затем погрузившись в неё писать произведение.

Насколько я знаю, Ефремов никогда не бывал в Египте, но атмосфера, элементы быта и общественных взаимоотношений переданы просто великолепно! Пожалуй именно этим и отличается писатель-профессионал от просто писателя. Профессионал может весьма достоверно изобразить то, чего он никогда не видел.

По поводу сюжета можно сказать, что он скорее вторичен. Главная функция сюжета этой книги — дать возможность писателю преподнести читателю описания различных народов, их цивилизаций, окружающей их природы, показать родство духа всех людей Земли. Писателю хотелось показать, что деление на национальности, племена, культуры в некоторой степени условно: во всех людях есть нечто общее. Общее — это любовь к родине, взаимовыручка, дружба, чувство прекрасного, сила духа. Все люди — братья.

К великому сожалению, в наше время идеалы писателя кажутся несколько наивными. Эту книгу я бы посоветовал прочитать в юношеском возрасте, когда ещё не угасла фантазия, а мировоззрение ещё не сформировалось. Эта книга насытит голодающую фантазию яркими красками образов моря, ночного неба, природы и народов Африки, воспитывая мировоззрение молодой личности. Прочитавший эту книгу в детстве никогда не станет нацистом и никогда не будет громить памятники. Жаль, что не все прочитали эту книгу в детстве. Мир от этого стал бы значительно лучше.

Таис Афинская

Не буду утомлять читателей моего отзыва глубоким анализом произведения. Это хорошо сделали и до меня. Кроме того, чтобы достойно проанализировать этот роман, нужно и самому хорошо быть подкованным в истории древнего мира. Мне показалось, что в историческом плане роман проработан превосходно, хотя в кое в чём он отступает от истины ради художественного эффекта. Некоторые детали мира просто обходятся гробовым молчанием. Например, вопрос рабства, без адекватного описания которого трудно понять действительное социальное устройство описываемых государств. Без этого легко поддаться восторгам, считая что эллины были высококультурными и в высшей мере нравственными людьми.

Главная цель книги, как мне показалось, — продемонстрировать родство различных цивилизаций и культур и вообще, заинтересовать читателей древней историей. На мой взгляд, автору удалось достичь обеих целей. Во всяком случае я историей цивилизаций средиземноморья заинтересовался. Это при том, что у меня ужасно плохая память и из школьного курса истории я не запомнил ничего, кроме забавных слов вроде «Спарта», «Македония», «Финикия», «Крит» и твёрдой уверенности в том, что «Карфаген должен быть разрушен». Начитавшись по ходу чтения книги различных статей в википедии я понял, что история может быть весьма интересной, если её преподавать соответствующим образом. Занудные школьные учебники, рассказывающие о неотличимых друг от друга именах, сражениях и датах не говорят ничего о живых людях с их страстями. С определённой долей уверенности можно утверждать то, что Ефремову удалось изобразить в книге живых людей, которым под конец книги начинаешь сопереживать.

Есть ещё несколько идей, продвигаемых книгой. Одна из идей состоит в том, что наиболее живучими оказываются те цивилизации, которые высоко ценят красоту и социальное равенство, в том числе — равенство полов. Причём первое неразрывно связано со вторым. Красота должна быть доступна всем слоям населения вне зависимости от их социального статуса. Красотой нельзя владеть единолично, превращать её в товар — она должна быть достоянием общественности. Иначе ради чего будут люди отстаивать свободу и независимость своего государства? Уж точно не ради того, чтобы красота вновь досталась богатейшим и оказалась скрытой от глаз простых людей. С этим можно соглашаться или нет, но так считает автор и такую мысль он преподносит со страниц своего произведения.

Должен сказать, что книга поначалу читается очень тяжело. Прежде всего из-за обилия родных названий различных предметов обихода. Во-вторых — из-за кажущихся бесцельными странствий героини и её окружения. Из-за этого я прервал чтение этой книги на несколько лет, вернувшись к ней около месяца назад. Кстати, у странствий героини есть цель. Только это цель не её, а автора. Таким чудным маршрутом, как мне показалось, автор хотел рассказать о как можно большем количестве цивилизаций-государств, со всеми их особенностями. Только к середине книги понимаешь, что написана она совсем не ради сюжета.

Ещё одна из особенностей, затрудняющих чтение — довольно объёмные монологи и беседы о философии, искусстве, культуре. Кажется, что в жизни люди не разговаривают так обстоятельно. Но, стоит вспомнить о том, что в древние времена жизнь шла более размеренно и неторопливо, так сразу становится понятным, что и речи их были не столь торопливыми и обрывистыми, как в наши времена, испорченные интернетом и телевидением. Приготовьтесь к тому, что эта книга потребует от вас именно такого неторопливого настроя. Всем, кому ещё не довелось ознакомиться с этим монументально обстоятельным произведением великого гуманиста Ивана Антоновича Ефремова, желаю приятного, неторопливого и вдумчивого чтения.

Источник