Больше рецензий

13 марта 2019 г. 15:15

1K

5 Страх есть величайшее благо. Только в нем ты видишь себя настоящего. (Пособие по правильному гореванию)


"...ты должен понять и принять, что в жизни есть такие вещи.
– Какие?!
– Братья, которые… уходят...
Мир шел ко дну. Уходил под воду в холодную темную Бездну. Франциск тонул вместе с миром – самым последним из всех, сжимая в руках единственное, что было ему нужнее, чем мать, чем бабочки и солнце.
Потому что без солнца – да, без солнца он бы жил.
Но без Филиппа не мог".

Детская сказочка? Ни одна академка, драконовская или вампирская сага не затрагивала меня так, как эта детская сказочка. Книга оказалась для меня сплошным триггером. Я буквально через силу заставляла себя читать, несмотря на захватывающий сюжет и достаточно грамотный лёгкий язык. Несколько раз, не выдерживая накала эмоций, бросала, и через пять минут возвращалась, понимая, что не прощу себе, если так и не узнаю, как разрешилась ситуация.
Что же меня так затронуло в этой книге? Отношения между героями - страшные, уродливые и от этого ещё более жизненные. И при этом каждого из них я вполне могу понять и оправдать.
Мать - эмоционально холодная, отстраненная от сыновней. Любит ли она их? Без сомнения, любит. После исчезновения из ее жизни мужа, что по тем временам позор и крах всей жизни женщины, она продолжает бороться за существование. Пытается вести дела, а когда окончательно разоряется, находит в себе силы наступить на собственную гордость и написать более обеспеченной двоюродной сестре, которую откровенно недолюбливает.
При этом она не бросает своих детей, не сдает в работный дом, которых в Лондоне было предостаточно. Она приглашает доктора к больному Филлипу. И даже отказывается отправить Франца в закрытую гимназию, видимо понимая, что нельзя разлучать близнецов.
Почему же тогда она столь холодна и отказывается дать детям хоть каплю тепла, которое им нужнее, чем воздух и все богатства мира? Тут включается психологическая защита: брошенная жена на грани нищеты с двумя детьми, один из которых неизлечимо болен, а второй явно психически ненормален. Чтобы не сойти с ума, ей приходится полностью перестать чувствовать, превращаясь в некую функцию матери. Иначе, слишком больно и страшно! А боль и страх - не то, что она может себе позволить. Не хочу спойлерить, но в конце книги, отношение к матери становится ещё более снисходительным, ведь становится понятно, как все обстоит на самом деле.

Далее - тетка Мюриэль. Толстая старая дева, очевидно, всю жизнь завидовавшая двоюродной сестре, у которой был муж, и были дети. То есть то, что составляло жизненный успех женщины того времени. У Мюриэль, несмотря на достаток и родовую гордость этого не было. Как тут не позлорадствовать, когда ненавистная сестра, в одночасье лишившись всего, вынуждена была просить о помощи. Тетушка относится к тому типу людей, которые самоутверждаются за счет окружающих. Иначе они просто не умеют чувствовать собственную ценность. С первого мгновения становится понятно, что пригреть бедных родственников она согласилась с одной целью, чтобы было перед кем "выгуливать белое пальто". Она с крыльца начинает утверждать свою власть, унижая Франца на глазах у матери, и понимая, что та, будучи в безвыходном положении не рискнет защитить сына.
Ну и наконец, сами близнецы. Один из них неизлечимо болен, умирает и прекрасно это осознает. Второй пытается его спасти. Понимая, что на это способно только чудо, он настойчиво ищет это чудо, отчего его считают странным. Он понимает, что причиняет этим матери ещё большие страдания. Но отказаться от своей идеи не может. Впрочем, отчасти он мстит матери за эмоциональную холодность и равнодушие. А также пытается найти замену недополученному человеческому теплу.
В отношениях братьев есть все: и братская любовь, и ревность. Особенно ярко это проявляется после попадания в волшебную страну, которая оказалась совсем не такой, какую Франц воображал себе. Впрочем, наши мечты и в жизни редко сбываются в том виде, в котором мы их навооброжали. Так и тут, волшебство оказалось миром смерти, где живым не место. А все обещания незнакомца обманом. Одно из испытаний в волшебной стране особенно ясно показывает природу отношений между братьями: внутреннюю силу и самообман, и понимание собственной слабости, и принятие ее.
"– Когда плачешь, ты позволяешь себе чувствовать, дитя. Ведь тебе больно?
Франц вздрогнул.
– Да-а-а… тебе больно".

Отлично иллюстрирует братскую ревность и ненависть история Каликса и Эмпирия. Они будто отражения Франца и Филиппа, вернее тех их чувств, в которых братья боятся признаться даже сами себе. Зависть одного к телесному здоровью другого, и чувство вины и собственной неполноценности у первого.
Не сразу становится понятно, что Филипп хочет, чтобы Франц его отпустил, перестал ежесекундно цепляться за него, как за костыль. Младший учит старшего оставаться в одиночестве своим молчанием и постепенным отчуждением.
Конец книги становится полной неожиданностью. Понимаешь, что на самом деле это даже не об отношениях, это о взрослении, становлении личности и принятии правды. А ещё книга про ложь, в том числе и самообман, и опыт правильного горевания. Я не жалею, что прочитала, но, черт возьми, это было больно!
P.S. Это действительно не сказка. Это грамотная психологическая инструкция в иносказательной форме о том, как правильно принимать боль потери.