Больше рецензий

Morrigan_sher

Эксперт

Котик с печатной машинкой

12 марта 2019 г. 20:23

977

4 900-я книга, полёт нормальный

Когда авторы первоклассного фэнтези замахиваются на космооперу, у них всё равно выходит фэнтези. В том числе и поэтому «Ойкумена» стала ещё одним циклом, который я начала и не стану заканчивать. И итоговая четвёрка — как признание в любви к Олди за ранее читанное, но не за «Кукольника». Точнее, первая четверть книги мне очень понравилась. Наивно понадеялась на сюжет в стиле «Песен Петера Сьлядека» : персонаж перебирается с планеты на планету и решает проблемы заказчиков с помощью своих способностей. Вот про такие похождения Тартальи я бы с удовольствием почитала бы, потому что ремесло невропаста действительно интересно описано. Но нет, с половины книги авторы про это приказали забыть и устроили рабов на галерах. И это не фигура речи, действительно рабы на галерах, в космосе, ага.

Повторюсь, это фэнтези в далёкой-далёкой галактике. Заменить планеты на острова или даже города – ничего не изменится. Заменить расы людей эльфами-гномами – ничего не изменится. Заменить якобы технические штучки на магию – ну вы поняли. И так важную часть сюжета занимает магия в чистом виде, авторам даже не нужно пытаться её маскировать под достижения науки и техники: способности Тартальи, дар помпилианцев и пр. Как человечество дошло до жизни такой, что появилась отдельная раса биологических суперкомпьютеров? Да какая разница, пусть будут. Или товарищ, который может превращаться в чистую энергию. Такое явление божественной сущности более уместно на зелёных полях условного Авалона, чем в космоопере. В фэнтези подобные фишки легко списать на особенности мира и it’s magic, но от фантастики всё же ждёшь хоть какого-то объяснения. А не просто «потому что так надо».

Дальше проблема с сеттингом. Зачем делать что-то космическое, когда можно описать крепостных и графа в бричке или гладиаторский бой. Причем тут вообще далёкое будущее и бескрайние глубины космоса? Авторы перескакивают из локации в локацию, из прошлого в настоящее, пытаясь сделать мир как можно более разнообразным. А получается плохо подогнанная картинка из отдельных кусочков, которые никак не хотят ужиться друг с другом. Те же рабы и разумные хищные флуктуации пространства, действующие в одной и той же главе.

Это, конечно, личное восприятие, но меня просто выбесило во второй половине книги, где началась тема рабовладения. И не потому, что светлое будущее и рабство несовместимы. А от обоснования основ всей этой системы. Если кратко, то рабовладельцу рабы жизненно необходимы, а рабам от этого хорошо. И никакого объяснения, откуда всё это пошло и как помпилианцы дошли до жизни такой.

Короче, дальше ни-ни.

Комментарии


Тема симбиоза рабов и рабовладельцев проходит через весь цикл. Она как заноза, вроде и не самая главная, но все время дает о себе знать. Не буду спойлерить. Но, чтобы понять, что к чему нужно дочитать до конца.