Больше рецензий

VaninaEl

Эксперт

Я по натуре не Пушкин, я по натуре Белинский

12 марта 2019 г. 15:57

855

5 Новая старая классика

Признаться, мистически-сказочные пьесы Шекспира мне всегда нравились куда меньше тех, где героями являются не духи и боги, а обычные люди. Именно поэтому ни «Бурю», ни «Сон в летнюю ночь» я никогда не жаловала. Казалось, что нет в них трагедии и надлома, оттого и выглядят они просто сказками ни о чем. Однако Маргарет Этвуд удалось меня переубедить. Во всяком случае, в отношении «Бури» - так уж точно.

Творчество Этвуд мне вообще глубоко симпатично – ни одна из прочитанных книг её авторства не оставила равнодушной. И эта, как уже, наверное, понятно – тоже.

История гениального (хотя и весьма эксцентричного) театрального режиссёра с огромным чувством вины, лежащим на его совести поначалу депрессивна и тяжела. Феликс Филиппс, чьей единственной страстью после смерти обожаемой жены и трагической гибели маленькой дочки оставался театр, оказался преданным и оболганным человеком, которого он считал своей правой рукой. В результате его интриг Феликс лишился любимой работы и средств к существованию. Податься после такого удара уже немолодому режиссёру некуда, и он скрывается в деревенской глубинке, живя под чужим именем и медленно, очень медленно залечивает моральные раны, нанесённые страшным предательством. Скучное и бесцельное существование ему в итоге всё-таки надоедает и Феликс решается выбраться их своего тайного убежища, вернуться к людям. Пока только временным преподавателем ученого курса «Грамотность через литературу», три месяца в году читаемого во Флетчерской исправительной колонии – к большему он ещё не готов. Однако метод обучения он избирает нетривиальный – грамотности заключённых он решает обучать посредством… постановки пьес Шекспира. Глупо, скажете вы? А вот и не факт – идея его великовозрастным ученикам приходится вполне по вкусу, и результаты проверок показывают, что грамотнее они действительно становятся, как ни странно. Причиной тому оригинальные методики новоявленного педагога, прямо связанные с постановками. Очень необычные, но весьма действенные, как оказалось.

Увлекшись этой творческой работой, Филиппс понемногу приходит в себя и возвращается к жизни. А когда ему представится возможность отомстить былым обидчикам, да ещё и в процессе постановки глубоко личной для него шекспировской «Бури», которую в своё время ему поставить не дали в его знаменитом театре, он не упустит такой отличной возможности.

Состоявшийся спектакль оказался неимоверно успешным, во всяком случае, для самого Феликса и его актёров-любителей. Ну а подробно описанная подготовка к нему блистает шикарными характерными персонажами и отличным юмором. А главное, я совсем иначе смогла посмотреть на эту пьесу и наконец-то увидеть в ней скрытые смыслы, за что Маргарет Этвуд очень признательна.

Финал позитивен донельзя, и это тоже приятно. В итоге получилась добрая и светлая история о торжестве справедливости. Теперь очень хотелось бы, чтобы её экранизировали – это был бы шикарный мотивирующий фильм.

И вообще, очень заинтересовала серия, в которой издана эта книга. Кое-что я для себя отметила и с удовольствием снова окунусь в атмосферу шекспировских сюжетов, перенесённых известными авторами в наше время и современную действительность. Вот, например, «Макбет» от Ю Несбё следующий на очереди…
картинка VaninaEl

Прочитано в рамках игры "KillWish. Тур 3. Постапокалипсис: Программа Элис активирована!"