Больше рецензий

Kaarani

Эксперт

по раздаче кебабов

8 марта 2019 г. 13:11

5K

3 Вымучена, выстрадана

"Одно из основных различий между современными городами и прежними заключается в том, что современные постройки обращены к улицам и площадям фасадами, тогда как прежде они стояли к ним боком" (с)


На момент прочтения книги, у неё внушительная статистика на ЛЛ: 14789 человек оценили роман по достоинству, 2006 воздержались, 475 читателей книгу не оценили. Из неё выписано 746 цитат, оставлено 478 рецензий.

Роман мне вытянул из списка Сашка, в марафоне #12_забытых_книг и я несказанно рад, что она попалась мне в начале года, точно также радовался сам Саня, когда я вытянул ему в январе "Идиота", который точно также давался ему с трудом, как мне "Собор".
У меня не простые отношения с этой книгой. Я уже читал её, правильнее будет сказать, начинал читать. В своё время добрался до 63 страниц и отложил, так как было понятно: слог - совершенно не для меня. Я читал и полюбил всей душой "Отверженных", но "Собор" написан совершенно в ином ключе. Да и разница в дате, между романами существенная.
В этот раз я решил прочесть залпом сразу под сотню страниц, чтобы перейти тот злополучный порог, который не был мною пересечён в предыдущий подход. Остановился на 92 и, вроде бы, всю суть со страниц уловил, даже запомнил имена и читал внимательно все диалоги, которые усложнялись постоянными выкриками школяров. Они напоминали мне лозунги. Просто выкрики в пустоту, о том, о сём.
Самым сложным был не столько слог, сколько текст. Если вы из тех, кто по сей момент не прочёл это произведение, знайте, в книге, самого сюжета можно наскрести только страниц на 200, ну, может, 250, остальная, большая часть, это описания Парижа, постоянные, ненужные перечисления, которые, как правило, авторы применяют для глубочайшего описания, для создания ещё большей атмосферы. И если это всё убрать, получится сюжет.
Я могу вам привести в пример манеру подачи Гюго. В одном из эпизодов, рассказывалось про женщину, запертую в крысиной норе. Гюго перевёл текст повествования к этой женщине следующим образом. Рассказал, что некая дама была заточена в этом месте, а какая именно, Вы (Я), дорогой читатель, можете узнать из разговора трёх кумушек, идущих как раз по направлению в то угнетающее место. Далее идёт целая глава про кумушек, которые обсуждают всё, что угодно душе и только ближе к тому моменту, как они подходят к этой "норе", разговор таки повествует о том, кто и за что в ней находится, как, собственно, пообещал Гюго своему читателю.
Почему было сразу не написать историю этой женщины, зачем мне левая болтовня кумушек? Зачем мне постоянные перечисления чувств, эмоций, зачем столько повторов, я не дурак, всё понял с первого раза. Когда автор добирается до описания залы, кельи и любого другого помещения, то вскрывается чуть ли не вся родословная любого из предметов, которые "бросились в глаза" Гюго. И зачем ты постоянно общаешься со мной? Я не люблю, когда автор со мной разговаривает. Это интерактив или книга, в конце концов? Да ещё и обращается от множественного числа: как, дорогой читатель, уже мог догадаться, Мы... Зачем?

Боги Олимпа! Это самая трудная книга, которую я когда-либо читал! Нет, не так. Эту книгу я мучил!
За всё своё время я не дочитал только одну книгу - "Жизнь Эльфов". Ну редкий бред. Собор же дался ещё сложнее, но его я должен был прочитать до корки! Иногда, мне было так сложно вникать в скучнейшее происходящее, а если уточнить до верного, ничего не происходящее, что прибегал к помощи аудиокниги. Ещё у меня есть графический роман, но в него я не заглядывал пока не прочту оригинал на бумаге до конца, лишь позже, по прочтении, я взялся за графический роман. Но о нём в другой раз.

Проклиная эту книгу я подумал. Почему так вышло? Мировая классика! Мировая, честная и чистая, как утренняя роса, история любви, почему же она так написана? Если бы в ней было повествование подобно "Отверженным" я бы посчитал эту книгу прекраснейшей. Но, увы, теперь меня будут с ней связывать грустные, отрицательные воспоминания. Да и сюжетная линия обладает множеством изъянов: то прыгали временные отрезки, то сюжет был откровенно бредовым. Не знаю, ругать классику - это богохульство? Так я могу ругать. Вы знаете, я по сей момент думаю, что многие эту, да и книги остальных авторов, которые им даются сложно и откровенно не нравятся, восхваляют, потому что выскажи они свои сомнения вслух их просто заклюют. "Ты что?! Это ж мировая классика! Да как ты смеешь, нечестивый? Твоё мнение говно!". Реально, таких много, и тех, кого цепляют такие слова ещё больше, отсюда ложная хвальба и лицемерие. Я не лицемер, поэтому со всей строгостью заявляю, что книга написана ужасна. Если хотите ознакомиться с "Собором", читайте в сокращенном варианте, а не как я, в полном, думаю, в нём как раз вырежут все эти описания города и улиц, которые никак не придавали атмосферу, лишь отнимали терпение.

Было сложно следить за ходом сюжета, диалогами и поворотами судеб героев, которые доходили иногда до абсурдного. Считаю, что я с этим справился. Главный посыл уловил, графическим романом подкрепил. Только, вот, история любви меня никак не тронула. Я не верил Агнессе ни на минуту, её любовь к Фебу, может и была искренней, но не для меня. Вообще в книге любовных нитей много и поверил я только одной. Одно светлое пятно было для меня в этот легендарном романе. Квазимодо. Мне было его так жаль, так жаль. Как в своё время было жаль Жана Вальжана, одного из моих любимых литературных персонажей. Бедный человек. Я верил во всей этой истории только горбуну. И книгу дочитал таки до конца, тоже благодаря ему. Я ждал окончания его судьбы в романе, это и было для меня светом в конце туннеля, к которому я так тяжело и медленно пробирался.

Что у Виктора Гюго получилось в Соборе Парижской Богоматери прекрасно, так это описание людей, этих жалких мразей, их отношение к окружающим, как показывает мировая литература и история, так оно и было в действительности. Казнили, убивали, презирали, ребенка, за малейшее уродство отправляли гореть в костре. Ужас. Я так рад, что родился не в то время, когда подобное было допустимым, нормой. Трешак.

Раньше, я везде ставил отметку, что Гюго любимый автор. Благодаря этому роману, я понял, что люблю "Отверженных", как отдельное произведение, а не само творчество автора. Теперь буду аккуратен и сразу уточнять. Мне уже порекомендовали к прочтению "93й год", но теперь к Виктору Гюго я вернусь не скоро.

Комментарии


Да, читается тяжело. Я сломалась в самом начале.


Мне пишут многие что сломклись на 100, 120 и 150 страницах. Очень многие не могут дочитать роман до конца. Я всё-таки рад, что прочёл его


Такая же история с этой книгой и с этим автором. Очень понравились Отверженные, а Собор откровенно вымучивала. Больше к Гюго ни ногой.


Я позже рискну и прочту у него ещё "Человек, который смеётся" :)


Отважный поступок :)


Отважный поступок и чудесная честная рецензия :-)


Спасибо. Я рад, что есть адекватные читатели, которые умеют принимать несколько точек зрений на произведения, тем более, если дело касается мировой классики!


Рецензия искренняя и замечательная. А Гюго действительно чрезвычайно многословен. В детстве мне попался "Человек, который смеется", совершенно недетская книга, но я ее с муками осилила. Позже - восторженно мной воспринятый "93, который. впрочем, пыталась несколько лет назад перечитать, но безуспешно. В "Отверженных" меня просто заворожило описание Парижской клоаки. "Собор" тоже читала, но без восторга. В общем не полюбила я Гюго. И многих других классиков тоже. Определение "классика" - это не повод влюбиться в книгу. Книгу любят душой. Спасибо за честный отзыв.


Спасибо за такой комментарий и Ваше понимание.
Отверженные - одно из моих самых любимых произведений. Это единственная книга, которая заставила меня всплакнуть после прочтения. Но книга книге рознь! Я даже маленько рад, что "Собор" мне не понравился, на его фоне я полюбил "Отверженных" ещё больше :)


А сегодня мне так жалко было до слез смотреть, как горит Нотр Дам... Вот не спасут его, и что останется?? Эта "многословная" книга. Для того Гюго, видно, ее и написал...


Ничего себе! Я стараюсь огрождать себя от новостей всяких и даже не знал, сейчас почитал, посмотрел - ужас, думал там чуть-чуть, а там...


Виктор Гюго предсказал, думаю, эту эпоху консьюмеризма, которая убьёт Соборы, которая началась с капитализмом в 19 веке, в 20 привела к 2 мировым войнам, а потом люди устали от всего и ... им стало на все плевать... Реставраторы уткнулись в свои телефоны и не заметили возгорания....


Вы знаете, говорят, рестовраторов там даже не было. Но я на 120% что это по их вине. Что-нибудь оставили и ушли, это что-то тлело, тлело и занялось.


Вот этот писатель: https://www.livelib.ru/author/692530-nikolaj-bokov?utm_source=livelib&utm_campaign=suggestions&utm_medium=hit

написал на своем Фейсбуке,что первый раз позвонили в пожарную охрану в 18.20, и пожарка отклонила запрос, как хулиганский.

https://www.facebook.com/nicolas.bokov.1/posts/2170272996361984

Вот его пост.

А тут выложили видео с веб-камеры, там явно видно, что это был поджег: https://twitter.com/PartisanDE/status/1118850589570547714?fbclid=IwAR0sZXumrpxi9ZwiDyYvj4PWArv4lrLbSE1b1h5szIw1Y8q338nxG_ROpcU


Ну да, вспышка видна. Странно, власти не смотрели запись что ли? Или монтаж может, качество то как обычно ужасное


Эксперт, пишущий с ошибками.