Больше рецензий

Milena_Main

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 марта 2019 г. 13:13

726

5

Финальная книга трилогии, без дураков, прекрасна. От первого и до последнего слова, от сюжета до его воплощения - вот в ней все хорошо, никакой затянутости и некоторой несбалансированности, нет-нет да и проглядывающих в предыдущих частях. Если после первой книги я сомневалась в ее оценке, после второй решила, что задумка, конечно, любопытная, но вряд ли я когда-нибудь возьмусь перечитывать цикл и рекомендовать другим тоже едва ли стану, то после третьей мое мнение кардинально переменилось. На моей шкале оценок это выражается следующим образом: "Волшебников" я оценила на тройку с плюсом, "Короля Волшебников" - на твердую четверку, ну а "Земля Волшебника" - безусловные пять звезд и сердечко в "любимых". Однако, в этом цикле нет "неважных" книг: чтобы получить полноценное представление и подлинное наслаждение от финальной части, необходимо будет последовательно прочитать предшествующие ей - иначе картинка не сложится.

К третьей книге Гроссман расписался, и она получилась поистине захватывающей, волшебной и эпичной. И завершенной, что немаловажно, причем концовка у нее, на мой взгляд, практически идеальна. Она в очередной раз заставила меня вспомнить нарнийский цикл Льюиса, на этот раз "Последнюю битву", и, как ни странно, Толкиена с его светлой грустью последних страниц "Властелина колец".

Прежде чем я перейду к сути, отмечу несколько моментов, отдельно порадовавших меня в "Земле волшебника".

Во-первых, мне понравилась Плам, она отличная героиня и очень милая девочка, приятно дополнившая компанию волшебников.

Во-вторых, я очень обрадовалась возвращению старых персонажей, которые вновь встретились в этой книге и, так или иначе, поучаствовали в основных событиях. Это касается и главных героев, и второстепенных. А часть с дневником Руперта вообще одна из моих любимых в этом романе.

В-третьих, было здорово, что автор уделил целые главы повествования Элиоту и Дженет. Они, конечно, производили впечатление даже тогда, когда мелькали фоном, но так раскрылись еще больше и стали еще роднее и ближе.

Ну а теперь о главном.

К тридцати годам Квентин Колдуотер, наконец, вырос и обрел характер и свой собственный путь. Не сразу, через очередные потери и испытания, но, тем не менее, он нашел, что искал. Однако, ни в этом мире, ни в других ничто на дается просто так, и Квентину пришлось принять очень нелегкие решения и заплатить тем, чем он дорожил больше всего. Давая жизнь чему-то новому, расчищая ему дорогу, приходиться отказываться от привычных, знакомых и родных до боли вещей. "Волшебники" - это классический роман взросления в фэнтезийной упаковке, и, чтобы стать взрослым, Квентину необходимо отпустить свое детство, а значит, отпустить Филлори.

И он справляется с этой задачей, предварительно умудрившись спасти Волшебную Страну своего детства от полного разрушения, дать ей новую жизнь... но для других, потому что сам Квентин ее уже перерос, и в Филлори для него больше нет места, хотя никто его оттуда теперь и не гонит. Уходит он сам. И это правильное решение, правильная концовка, и все же немного грустная, потому что прощание - это всегда печально. А Квентину приходится попрощаться с Филлори, со своими друзьями, которые остаются там, со своим прошлым... чтобы шагнуть в будущее, рука об руку лишь с одним товарищем прежним дней.

Теперь вы понимаете, почему я вспомнила Толкиена?

"Волшебный" цикл Гроссмана - это игра в постмодернизм и одна сплошная метафора. Но при этом в итоге у автора получилось еще и настоящее фэнтези, достойное стоять на одной полке с теми классическими образцами жанра, на которые он опирался.
И вот теперь, после финальной книги, я с чистой совестью могу сказать, что эта трилогия действительно достойна внимания.

:ps: И если до прочтения "Земли волшебника" я считала, что сериал по книге вышел лучше первоисточника, то сейчас я нежно люблю и то, и другое.
Они достаточно сильно разошлись, но основа у них одна, и притом, что, по сути, мы имеем на ее фундаменте две разных истории (что, по-моему, даже к лучшему в данном случае), они каким-то странным образом гармонично дополняют друг друга, хотя и могут восприниматься по отдельности.