Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 марта 2019 г. 06:46

2K

4 Girl power

Не удержали вас, спутники чудной поры,
Нищие неги и нищие наши пиры.
Жарко пылали костры,
Падали к нам на ковры –
Звезды…

М. Цветаева, 1917

Незатейливый романчик о self-made woman в милом, ярко выписанном сеттинге Ирана при шахе Аббасе. Написан (и в 2007 году выпущен в свет) роман по-английски американской писательницей иранского происхождения, всего лишь трижды бывавшей в Иране, последний раз в 2002 году (если верить открытым источникам). Голос предков, манящая экзотика или мучительный поиск темы, но что-то заставило Аниту взять перо и попытаться рассказать историю о девушке и коврах.

Долго, до самого конца меня не покидал скепсис. Текст казался (да и был, пожалуй) лубочным, наигранным, каким-то мыльно-латиноамериканским, напоминая читанный в качестве практики на испанском «Шоколад на крутом кипятке» : такие же семейные страдания, множество запахов и дурные головы, не дающие сами знаете чего. Усугублялся скепсис и шаблонностью – раз Иран, так ковер, да и мелкие проколы автора смущали. Особенно просто просящийся в Палату мер и весов ориентализм – т.е. взгляд на иранцев четко с запада, не изнутри (хотя и американка иранского происхождения, ан не спасло). Вот главная героиня попадает в Исфахан (мелочь, а я над ним четыре раза пролетал, два раза туда, два обратно), сходит с ума от великолепия - и все, что может сделать автор, это вложить в уста героев, несветских, необразованных героев – это сравнение численности населения Исфахана и Парижа с Лондоном. Очень правдоподобно, так все и думали, и говорили в Иране в начале XVII века. Мне это напомнило чудесный роман Чудиновой, где девочка мигом узнает киевского князя и благим матом орет: «Вещий Олег!»

Похоже, чертовски похоже на маркетинговую экзотику, наивное, дубоватое завлечение публики инаковостью, особенностью. Скажете, что я докапываюсь - и будете, пожалуй, правы. Но читаю я тут параллельно «Политэкономию соцреализма» Евгения Добренко. Так он дистиллирует советские учебники русского для иностранцев в поисках кодов сталинского изменения реальности литературными текстами. Вот и мы поищем несколько набивший оскомину, но все еще действенный саидовский ориентализм в простом, незамысловатом «дамском» романчике.

Поищем, да и успокоимся. Лучше и в сам текст посмотреть. Композиционно он выстроен мило, каждая глава снабжена сказкой - то притчей, то предсказанием. Линий у романа две – ковры и секс. Секс вялый, в бульварном стиле, хотя и без совсем уж дурной нарочитости, хотя стереотипов и шаблонов тут много, от шаровар и узоров хной до идиотских сравнений и эпитетов. Про ковры хорошо, с душой. Чувствуется, что про секс – это для рынка, а про ковры – для себя. Собственно, ковры и создают повествование, саму, простите, ткань этого Bildungsroman’а, от первого голубоватого ковра до последних упоминаемых, проданных в гарем.

Мне даже понравилось описание экономики, зависящей от спроса дворца на роскошь, система поиска заказов через гарем, торговля по образцам и прочие приметы специфического рынка. Нет, правда хорошо, еще бы не перемежалось так часто срыванием шаровар и дерганием бедрами.

Любопытно было почитать и про временные брачные контракты, интересно – это чисто персидская практика, или у арабов тоже есть подобное? Такая вот достаточно красиво узаконенная если не проституция, то жизнь куртизанок.

И откровенно радует полное, тотальное отсутствие слащавости в финале – автор даже довольно легко сделала его открытым, «всего лишь» позволила главной героине пройти через горнило, избавиться от патриархальной зависимости и встать на ноги. Занавес, finita la comedia. Поэтому ближе к финалу стало казаться, что и автор почти молодец, хоть и шаблонно по идеологическому содержанию, хоть, вероятно, жуткая клюква для самих иранцев, а с литературной точки зрения и не совсем мусор, в девушке что-то есть, можно карандашиком записать.

P.S. В книге есть зеленоглазая русская жена одного из героев Людмила. Знай наших!
P.P.S. Иранцы едят таратор! Названия в книге не было, только описательно дано, но это явно он. Аж слюнки потекли, так и вспоминаешь солнце, Болгарию и собственно таратор.
P.P.P.S. Фото для допзадания. Солдатики - персы, вокруг денег и ковров в книге все вертится, чай доступнее кофе и, как и у нас, повторная заварка - признак бедности или бережливости. Вместо ковра - кошма, в нижнем углу Kindle в чехле )
картинка red_star

Прочитано в рамках 3 уровня Долгой прогулки, забег 2019, основное задание,
Команда «Летучие фламандцы».

Комментарии


Очень скептично отношусь к тому, что пишут о своих родинах эмигранты. Как правило, сильно чувствуется западный взгляд и нарочитая восточная цветистость и пышность, игра на контрастах. Амирезвани так и не решилась прочитать. :)

Временные браки у суннитов запрещены. Но я бы, кстати, не назвала эту практику узаконенной проституцией - юридически женщина приравнена к законной жене, дети рождаются как в законном браке, разве что жена и муж не являются наследниками (хотя можно отдельно оговорить в контракте). Часто такие браки длятся годами и перерастают по итогу в полноценные.


Очень скептично отношусь к тому, что пишут о своих родинах эмигранты. Как правило, сильно чувствуется западный взгляд и нарочитая восточная цветистость и пышность, игра на контрастах.

Подписываюсь под каждым словом (это и про наших эмигрантов следует сказать).

Книга легковесная, почти классический "дамский роман", только ковры и вытягивают )

Что до временного брака - Амирезвани описывает его практическое использование именно как проституцию, вплоть до уличных "контрактов" на пять минут. Возможно, это и есть западный взгляд.