Больше рецензий

4 марта 2019 г. 11:57

686

5 «Наше всё» в квадрате

Кого из нас в школе не мучили этим «Евгением Онегиным», кто из нас не учил письма Татьяны или Онегина, кто не выслушивал часами восторженных слов о «нашем всём»... Такая «навязанная» любовь к нашим классикам порождает как минимум, недоумение, а как максимум - стойкое отторжение.

И порой прочитанный полстраничный отрывок служит поводом, чтобы поставить галочку, или же произнести сакраментальное "мы это проходили». Так, «пройденные», буквально протоптанные массами ног классики обрастают мифами, небрежным отношением, непониманием. "шепот, хохотня глупцов… И вот общественное мненье!"
Их «брендом» пользуется всяк, кому не жалко.

Как же много восторга в наших педагогах, и как мало аргументации...

Любовь - добровольное чувство, и наши филологи совершенно справедливо «ревнуют» Пушкина к безумным и бездумным его обожателям.

Самым «проходимым» произведением у самого «проходимого» классика русской литературы является «Евгений Онегин». Для неведущих это поэма, для остальных - роман в стихах. Ещё более умные знают, в чём отличие между ними. На этот счёт нам коротко и точно поясняет Д. Быков: «в романе в стихах есть общая идея, текст не есть бесконечным лирическим отступлением». Он не пишется тогда, когда поэт перестаёт чувствовать бесконечный лирический поток, и не является простой отдушиной, «лишь бы что-то писать», способом не признавать иссякающих идей...
А ещё, по мнению того же Быкова, у Пушкина все произведения названы не именем главного героя: «Капитанская дочка» не о капитанской дочке, так и «Евгений Онегин» не об Евгении Онегине. По его словам, безусловным главным героем является Татьяна. Здесь и симпатии к ней, и занимает она центральное место в романе. По моему мнению, это спорное утверждение. Евгений не менее централен, а самое главное, его жизнеописание охватывает более длительный срок. Им роман начинается, им и заканчивается.

Ленский - безусловный любимец автора, его коллега по перу. Перекликаются между собой две вещи: смерть Ленского и лёгкое сожаление о том, что всё реже его посещает муза. Тем не менее, она в нём ещё сильна.

Существует много определений искусства. Самое точное из них, пожалуй, звучит так: искусство - это передача образа с помощью различных средств. У меня тоже есть одно определение, претендующее, скорее, на свойство. В инженерных, электрических схемах мы используем условные обозначения, они берутся на основе полных рисунков катушек, трансформаторов, лампочек и т.д., уже значительно упрощённых, но узнаваемых (уж не думал, что буду упоминать о катушках, говоря о Пушкине - но гений всеобъемлющ, говоря о нём, можно поднять любой вопрос мироздания. В этом, на мой взгляд, парадокс гениальности: известно, что гении умеют делать только одно, но лучше всех на белом свете. Но при этом они могут породить мысли обо всём на свете, быть везде). Всё искусство - это намёк, выпячивание одного свойства и представление им всего объекта.
При всей своей сюжетированности, «Евгений Онегин» - произведение искусства. В нём есть и образ, и то самое выпяченное свойство.

Читая, внимая его произведениям, мы снимаем сакральность, понимаем для себя его совершенно человеческое мировоззрение, его пристрастия и симпатии.

Нужно сильно стараться при чтении именно Пушкина. Фигуры классиков уже априори полны хвалебных предрассудков, заранее известных толкований и предсказуемых восторгов.
Порой сложно удержаться от бездумного некритического принятия мнения учительницы, литературного критика, подружки и т.д. Нужно подходить к произведению как чистый лист: «Я взялся за новый роман, ну-ка, удиви меня, автор!»
Не нашёл точную цитату, но она звучит примерно так:
«Пушкин великий поэт, но я не поверю тому, кто это скажет».

Читая строки «Онегина» невольно замечаешь, что автор уже опытен, как будто даже пишет немного для забавы, уже успел вобрать в себя много мудрости и щедро улыбаясь, им делится. Подчёркивает небрежность, лёгкое отношение.
Иногда вздыхает от того, что не идёт стих, то высказывает, порой шутливое пристрастье к тому или иному герою. Напоминает это то, когда профессионал своего дела уже начинает вилять, немного играть словом...

Ещё одним героем является, собственно, его дарование. Он даёт ему всяческое описание, пестует, называет то ветреной подругой, то уездной барышней. Заметно его нежное и бережливое обращение к ней...
Она его друг, любовница, спутница жизни, он её чётко различает, чувствует её присутствие, она рядом, но будто отдельно от него, тем и явственнее проявляет себя...

Всяк, быть может, уже упомянул о его пророчестве насчёт себя: Ленский - поэт, Пушкин - поэт, Ленский погиб на дуэли, Пушкин тоже.

Меня лично обрадовала часть, состоящая из воспоминаний из путешествий. Это некий бонус, дополнительные строчки для тех, кому не хватило... Так как я имею представление о многих авторах, живших и писавших об Одессе, пушкинские строки стали чем-то перекликающимся со многими другими произведениями об этом городе, и являло собой некое лаконичное резюме его образа.

картинка ElizaTuvim
Жизнь познаваема через литературу. По мнению завзятых литераторов - она познаваема только так.
Другое дело - мы своим скудным умом на это неспособны. Получается некий замкнутый круг: чтобы читать и внимать, нужен ум, а чтобы был ум, нужно читать. Остаётся одно - больше читать, собирать по крупицам тайны жизни. А кто говорил, что познание - это легко? Думаю, что «Евгений Онегин» несомненно добавит несколько пунктов в копилку вашей осведомлённости о жизни.

картинка ElizaTuvim

картинка ElizaTuvim

Комментарии


позвольте с вами не согласиться...роман об ЕО именно о нём, ведь он добрый приятель поэта и как никто другой знает его и его жизнь. Идут они одними дорогами.