Больше рецензий

2 марта 2019 г. 20:01

915

4 Пособие для начинающего фальсификатора.

Началась история грандиознейшего скандала в мире живописи с пустяка. В конце мая 1945 года двое сотрудников голландской службы госбезопасности прибыли в особняк художника и знаменитого коллекционера, чтобы задать несколько формальных вопросов. Господин Хан ван Меегерен - главное действующее лицо и подлинная звезда романа Луиджи Гуарньери, подаривший Вермееру шанс прожить еще одну жизнь, не сильно отличавшуюся от первой, взамен оставивший себе право на месть - имел репутацию раздражительного, эксцентричного и скрытного человека. Эта весенняя встреча стала началом цепочки событий, приведших к процессу, всколыхнувшем всю страну. К процессу, ставшему звездным часом господина ван Меегерена. Невероятное признание, которое сделал художник, прославило его и вписало в историю живописи его имя. Крупными буквами!

Оказалось, что эксцентричный художник подделывал полотна Вермеера. В этом был важный стратегический просчет. Картин Вермеера было так мало, что о каждой знал весь мир. Весь мир, так или иначе связанный с миром живописи. Возьмись ван Меегерен подделывать Рембранда или Тинторетто, с большой долей вероятности прожил бы всю свою жизнь в тепле и уюте. Картиной Тинторетто больше, картиной меньше - никто особо разбираться не станет. Поэтому первый урок, который можно извлечь из книги начинающий фальсификатор - подделывать безопаснее плодовитого художника.

Что же за человек такой - этот Хан ван Меегерен (или попросту ВМ) и зачем он так подставился? Амбициозный художник, уверенный в своей гениальности. В молодости его считали новой надеждой голландского искусства. Пока он не рассорился с критиками, которых уже на заре своей карьеры начал презирать. Ничто не доставляло ВМ такого удовольствия, как соблазнять их жен. Неприязнь ВМ и критиков была чувством взаимным. И вскоре, карьера молодого художника преждевременно пошла на спад. Процесс уже было не остановить и ВМ не придумал ничего лучше, чем отомстить.

Он обманет их с утонченной жестокостью, создав фальшивку, совершенно неотличимую от шедевра одного из величайших мастеров XVII века. Он создаст Вермеера – неожиданного, необычного, удивительного и в то же время такого, о каком искусствоведы мечтали, в каком чувствовали потребность и необходимость. Потом, как только картина будет принята и единодушно признана, он откроет, что является ее автором. Тогда все уверуют в его творческий гений, но одновременно обнажится невежественность и некомпетентность ненавистных критиков, ученых, знатоков и галеристов, которые проявляют редкостное единодушие, отрицая за ним право зваться художником.
Сделать предстояло многое. Для начала, решить проблемы технического характера - досконально изучить манеру письма Вермеера, вручную приготовить пигменты, нарисовать картину так, чтобы все признали руку мастера и состарить картину. Кроме этого важно правильно выбрать ЧТО писать. Какую взять тему. Потом, необходимо определится - подписывать картину или нет. Завершающая фаза плана - получить для созданного полотна свидетельство о подлинности от какого-нибудь признанного специалиста по Вермееру.
Требовался всеми уважаемый эксперт, чьи авторитет и влияние убедили бы даже самых скептически настроенных и недоверчивых коллег.
Успешно пройдя все фазы плана, ВМ подошел к тому моменту, когда надлежало сбросить маску, но тут он натолкнулся на проблему финансового характера. Поддельный Вермеер был продан за большую сумму. Признание помешало бы насладиться вновь обретенным состоянием. Желание являть миру свою тайную личину фальсификатора и тем самым распрощаться с многообещающими финансовыми перспективами, как то съежилось и поблекло. Если бы не Геринг и не победа над нацистами, ВМ мог бы остаться без признания и славы. Без судебного процесса и признания героем. И без признания финансово несостоятельным. (Второй урок для начинающего фальсификатора - деньги надо тратить сразу, не откладывая! Особенно, если получил их не совсем честным путем.) Но он получил свой судебный процесс, во время которого рейтинг популярности ВМ продолжал расти. Издатели оспаривали друг у друга права на книгу мемуаров, которую, без всякого сомнения, ВМ напишет, как только завершится процесс. Цены на его картины готовились взлететь до небес.
Антиквары принялись усердно рыться в задних комнатах своих лавок, отыскивая работы, подписанные ван Меегереном, которые прежде считались ничтожной мазней, а сейчас, скорее всего, будут стоить суммы, сопоставимые с теми, что платили за картины художников куда более достойных и знаменитых, нежели он.

На процессе ВМ, окруженный фотографами, сиял словно кинозвезда. Это были именно те успех и общественное признание, о которых ВМ мечтал тридцать лет. (Третий урок для начинающего фальсификатора - кто не рискует, тот не раздает в суде автографы!)

Вот такая поучительная история приключилась в мире, где почти всегда

вкус и субъективное мнение специалиста определяют: должна ли картина значиться в ряду шедевров, выставленных в музее, или же она целую вечность будет плесневеть в лавке, стоит она той значительной суммы, за которую коллекционер готов ее приобрести, или же картину следует считать ничего не стоящей мазней.
Луиджи Гуарньери описал эту историю подробнейшим образом, не пропустив не одной фазы плана мести. Рассказав о детстве ВМ, учебе и первом признании. Нашлось немного места для картин Вермеера и для романа Пруста. Я благодарна автору за знакомство с такой необычной историей.

Книга прочитана в рамках игр Вокруг света, Борцы с долгостроем, Книжное государство и Флешмоба ''Нон-фикшн''.

Комментарии


Я сначала думала,
Это по реальным событиям художка
А это ещё и ног фикшн


Эт тебе не Цвейг, чтобы по реальным событиям роман забабахать) Но Луиджи старался. Книга напоминает очерк в газете, но очень качественный. Местами просто прекрасно, с иронией, яркими образами, но иногда увлекается какими то деталями и от этого может начать клонить в сон)


Меня в этом плане Драйзер зацепил. Из газетной заметки в 100 слов Американскую трагедию зафигачил.

Где-то я про это все слышала... но склероз(


Не знала такое о Драйзере) да я и не уверена что Трагедию читала. Но случай интересный.
Что до книги сеньора Луиджи, наблюдается интересный эффект - сознание выделило и выбросило все , что мне показалось скучным , оставила только вкусняшки . И когда я думаю о книге, где то внутри зарождается улыбка. Значит, вспоминать книгу я буду с удовольствием и даже , возможно, рекомендовать к прочтения с чистой совестью)) Хочешь и тебе порекомендую?)))


Эту необычную историю с подделкой картин Вермеера, возможно даже и не хуже, чем она описана в этой книге, можно увидеть в фильме "Подлинный Вермеер" (2016). Если вдруг возникнет интерес, посмотрите. Может Вам понравится. Потом сравните свои впечатления.


Спасибо за идею! Судя по трейлеру, в фильме больше романтики, меньше технических деталей и не надо отвлекаться , чтобы поискать картины Вермеера. Обязательно посмотрю.


Когда я прочитала историю Вермеера в каком-то журнале, была под впечатлением - надо ж, какой талантливый он был) Хочу как-нибудь добраться до этой книги и узнать все поподробнее.


Доберись. История замечательная. И подробная. Будешь знать о подделках картин все) Во время чтения, была такая мысль, что Рубина для своей Голубки как раз этой реальной историей вдохновлялась, очень уж во многом совпадает. И изучи картины мастера заранее)


А если изучать по ходу чтения?


Можно и так) А можно читать в музее) Или купить себе на аукционе парочку подлинников . Для придания нужной атмосферы.


А его подделки висят в музеях? Где они сейчас, в книге ничего не сказано?


Некоторые висят) Он так хорошо подделал руку мастера, что потом пришлось доказывать , что это действительно он писал. Поверили с трудом и не до конца)


Надо ж, какой умелец)


И такого мастера по хорошему признавать не хотели. За что и сели дружно в лужу.


а скука-то отчего была ? вроде очень интересная история )


А ты возьми книжечку себе и сразу все поймешь))
Сама история шикарная и чем больше проходит времени с момента, как я ее узнала, тем сильнее мне нравится, но книга написана неровно. Иногда читала и чувствовала как глаза горят азартом, а иногда хотелось отложить и не возвращаться. Много лишнего, на мой взгляд. Есть подробности, которые будут интересны узкому кругу людей. Сам сюжет, как выяснилось, не нов и давно бродит по кино и литературе.


Если я буду все хватать, меня погребет под книжными завалами))
А ведь о Веремеере же речь идет и в «Девушка с жемчужной сережкой» Трейси Шевалье ?


Да, о Вермеере.
Если сравнивать с Шевалье, Гуарньери - лучше)


А мне и Шевалье ничего так показалась)


Ну, видишь, как все относительно) Мне , после фильма не зашло. Хотя я потом Шевалье еще пару раз читала и все время не айс.


Все относительно и все индивидуально, ага)


Вот Курсив меня радует.


подождем окончательного вердикта)


Если и эту не отложу)) Весна настала, меня кидает от книги к книге) ищу совпадающее по настроению с солнцем и мимозами.


так уже меньше нравиться стала или как ?)


Нее, сохраняет тем и напор) это я уже думаю, чем зачитывать стану.
а как твои книжные приключения продвигаются?


я вчера закончила одну интересную, другую так себе, книги)
а сегодня пока еще в раздумьях)


рецензию писать с какой начнешь, с интересной или так себе?
Пионерка в какой категории?)


буду по порядку) значит с так себе)
а вот как думаешь, не заглядывая на страничку ?)


Ох... есть у меня подозрение , что мне она бы точно не понравилась. Сомневаюсь, что и ты пришла в восторг. Наверное, так себе)


нейтральная оценка -самое то)


Да, скука это зло... для книги)


Здешняя скука, как выясняется, безобидная - в памяти не осталась) сохранилось только хорошее.


сохранилось только хорошее.
це гуд)


Тоже так подумала) Меня даже посещают мысли, а не пожадничила ли я с оценкой..


Если посещает - меняй.))


Еще пару дней выжду, а потом решу окончательно.


Сильная женщина!


Жизнь закалила)) и чтение книг тоже поспособствовало.


Охотно верю.))


А ты как к фальсификаторам относишься?) Читаешь такое?


Вообще, я читаю истории, сами по себе, вопрос для меня в другом, понравится мне, заползет ли в душу. Как-то так) А что б решиться читать, что-то должно потянуть... иначе, желания нет... вот)


Пробовала я вспомнить, как эта книга ко мне в виш просочилась..Безуспешно. Начинала читать с осторожностью, не знала, чего ожидать. Начало шло вообще отлично, когда про детство, юность ВМ рассказывалось. Как он план мести разрабатывал. Отличная ведь идея - Монте-Кристо следует поучиться таким бескровным методам)


Пробовала я вспомнить, как эта книга ко мне в виш просочилась..Безуспешно.
Есть подобные книги и в моем више, потому он для меня, не главный ориентир, а намек - посмотри еще раз на книгу, а потом подумай и выписывай, если, захотелось вдруг, если за книжками пошла)
Монте-Кристо следует поучиться таким бескровным методам
Думаешь, в те времена, бескровные методы - могут дать результат?)


Могут. Такие методы в любое время могут дать результаты. Не всем они по характеру подходят.


Не всем они по характеру подходят.
Согласна про характер...