Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

2 марта 2019 г. 13:29

777

4 Кто на что учился

Время ничего не значит, оно просто идет. А нам надо изредка встречаться и слушать безумную музыку, звучащую в голове каждой из нас и отзывающуюся эхом в голове другой.

На обложке этой книги красуется характеристика, данная ей неким (некой?) Джумпой Лахирн: «Безусловный, безоговорочный шедевр». Не люблю цинизма, но в данном случае не выходит не вспомнить: «А что, отец, невесты в вашей богадельне есть? – Кому и кобыла невеста» Кому и мыльная опера шедевр. Потому что в сути второй роман «Неаполитанского квартета», Ферранте совершенное мыло. Обаяние детства и сложности пубертата, составлявшие львиную долю прелести первой книги, больше не работают в качестве сюжетообразующих. Героини, а с ними сонм второстепенных персонажей пестрой свиты, превратились в молодых женщин (и мужчин). И значит, пришло время эксплуатировать основной инстинкт с максимальной степенью интенсивности.

К чести Элены Ферранте, она не ставит этого во главу угла. История двух подруг таковой и останется, а затейливые узоры, которыми оплетут любовные, дружеские, родственные и прочие связи, лишь оттенят и укрупнят ее. Равно как мастерская игра на комплексах всякой книжной девочки. Все мы в молодости были немного Золушками, Синими чулками и Белыми воронами. Опасались оказаться недостаточно привлекательными, не умели подать себя самым выигрышным образом, и в то же время боялись опростоволоситься, стать объектом насмешек, сморозить глупость или бестактность и сделаться притчей во языцех в компании подлинных интеллектуалов.

Я ведь не ошибусь, все читательницы отождествляют себя с Леной, рассказчицей, даже те из нас, которым по всему больше подходит роль Лилы – гениальной подруги. Потому что каждой в юности случалось дружить с лучшей девочкой на свете и видеть в подруге такие достоинства, каких сама она, за собой не числила (или не ценила в себе, считая естественной, а потому, не стоящей внимания, особенностью). И в этом очарование книги, не делающее ее шедевром, но выводящее в разряд удачных продолжений яркой первой части, с крепкой жизненной философией и перипетиями сюжета, за которым интересно следить. Для второго романа больше, чем достаточно.

А немного «Анны Карениной» на моем читательском веку еще ни одной книге не вредило. Вы поняли, да, о какой коллизии я говорю?

Комментарии


Понимаю. Мне тоже в юности случалось дружить с лучшей девочкой на свете :)))


Не примазывайтесь, это только наши, девочковые дела.)


Что за дискриминация?


Никакой дискриминации, вам остается:

"А может быть это начало большой дружбы?"

Ладно, согласен. Просто недавно читал Конституцию, и там сказано, что

Все равны как на подбор,
С ними дядька Президент :)

Так-то да. И Платон в "Государстве" высказывает такую мысль.что женщинам можно и нужно позволить трудиться на тяжелых работах наравне с мужчинами.


Гад какой! Не ожидал такого от Платона.
Он имел в виду именно позволить, в смысле не запрещать.
Через 2200 лет в Советском Союзе Платона усовершенствовали и заставили тёток ворочать шпалы на железной дороге. А мужик у них был начальником. Руками водителем.
Как говорил Дедушка Ленин, Платон для нас не догма, а руководство к действию.


Так советских женщин тоже никто не обязывал, сами шли туда, где платят больше.
А что до Платона, он был лишен трепетной нежности в отношении нашей сестры. У древних греков, знаете ли, красивые юноши и мальчики в куда большем фаворе были и Платон не исключение. А женщина чаще воспринималась как неизбежное зло.


Да уж, кому поп, кому попадья, а кому попова дочка. Дело вкуса :)
Я как-то говорил с одним предпринимателем. Он тоже утверждал, что люди работают по собственному свободному выбору.
Ну да. Выбор такой: ворочай шпалы и сдохни, когда надорвёшься, vs. не работай и сдохни с голоду. Такая свобода.
Когда Абдулла предложил товарищу Сухову похожую дилемму, хочет он сразу помереть или лучше помучиться, товарищ Сухов тоже, помнится, сказал "желательно помучиться" :)


Вы правы, конечно.
Но женщина испокон веку надрываясь. тащит на себе хозяйство, мужа, детей. И за это вообще ничего не получает. Потому возможность работать и что-то зарабатывать, каким бы чудовищным не казался такой способ со стороны, для многих из нас не страшнее домашней каторги.


И тем не менее сменить пол хотел бы один мужчина из 10,000, но только одна женщина из 30,000 :)
На самом деле такое желание возникает не из-за условий жизни или работы, а по очень сложным чисто биологическим причинам. Сейчас как раз про это читаю.


Я тоже как раз совсем недавно ее дослушала. Совершенно согласна! Периодически ловила себя на том, что устала от этих бесконечных описаний, кто, от кого и к кому ушел. Но с другой стороны - они ведь, черт возьми, уже все стали, как родные, и оторваться тоже нельзя. Это как сплетни из жизни дальних родственников - хочешь, не хочешь, а надо быть в курсе.
Но для меня вознаграждением стало известие об издании книги в конце романа. Есть в этом что-то хорошее и правильное. Сразу возникло ощущение, что вся предшествующая тягомотина была не зря.
И да - вы здорово подметили про ассоциирование себя с Лену (а я-то думала, это мои личные параллели). Отлично она описывает феномен "гениальной подруги". Я, читая, постоянно узнаю себя и испытываю одновременно умиление и неловкость по отношению к собственной юности)


Но главное, что все в динамике: у меня хорошо, у тебя плохо, потом у тебя все хорошо, у меня плохо. Качели. А копни глубже, все не так, как кажется. Ферранте мастер полутонов.


По большому счету они обе друг другу безбожно завидуют, часто - одновременно.


И при этом любят друг друга, как никого другого.