Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 февраля 2019 г. 12:32

1K

4 Когда ключей больше чем замков

Продолжал и продолжаю отстаивать позицию, что комиксы это совершенно иной жанр литературы, гораздо более сложный и широкий чем пресловутые «картинки для детей», под которыми их очень любят понимать в России. Писал об этом уже много раз (например здесь), и повторяться смысла не имеет – просто возвращаюсь к главной теме комиксов: размыванием границы между графической визуализацией и литературным текстом при достаточно сложном и противоречивом сюжете.
Джо Хилла я знаю еще со времен его Рогов , к которым я тогда отнесся позитивно. Да, сравнения со Стивеном Кингом неизбежны – но все-таки Хилл сумел нащупать что-то свое. Другое дело, что молодому автору тогда категорически не хватало техники, и при всем таланте, этот факт было почти никак не скрыть. Боязнь широкого круга персонажа, боязнь простора – нет той эпичности, которая с самого начала, еще со времен Кэрри (и достигшая пика в Противостоянии ) была характерна для отца.
Стивен Кинг, кстати, уже пробовал себя в комиксах – в проекте Американский вампир , где фамилия Кинга была скорее заманухой (он написал не такую большую часть, меньше половины, да и быстро выпал из проекта). Мне понравился проект, но была и ложка дегтя – опытная рука Кинга все портила, как бы сразу обозначая, что вот его сюжет есть недосягаемый уровень – а это уровень всех остальных. Эпизоды, написанные Кингом, вычленялись просто на раз ввиду их качества (в сравнении с остальными). И тут, значит, в комиксах пробует себя сын – может у сына все получится более гладко?
Первое что бросается в глаза – рисовка. И я сразу вынужден разочаровать – рисовка мне не нравится. Первые страниц 40 я категорически не мог отличить персонажей, они были абсолютно одностилевые. Вроде бы это был первоначально классный ход – убийцы с лицами вырожденцев. А потом вдруг выясняется, что с лицами вырожденцев там вообще все. В результате бесконечных флешбеков, переполнивших первую часть тома, ты окончательно запутываешься и перестаешь понимать, кто же перед тобой. Лишь ближе к середине повествования наконец чуть-чуть разбираешься, но легкие вопросы относительно того, кто же перед тобой в настоящий момент, продолжают преследовать до самого конца.
Но главное в графическом романе все-таки не рисовка, а сюжет, за который отвечал Джо Хилл. И, надо сказать, первоначальный диагноз подтвердился – не до конца набитая в писательстве рука, которая чувствовалась в 2010 (год издания Рогов), в 2008 чувствуется гораздо сильнее. Это и слишком явные отсылки, вроде города Лавкрафта – для взрослого писателя это несерьезно. Это и бесконечная подростковая идея с ключами и замками – тема, которую так любят мальчики ( Фрейд , куда от него денешься). Это и тема внезапного сиротства, так свойственная для английской литературы – и влияние своего отца, Стивена Кинга. Если Рога писал молодой автор не без таланта, но без должной техники, то Ключи Локков сотворит еще более молодой автор не без таланта, без должной техники.
Про главную фабулу особо ничего не скажешь – она удобная. Семейные тайны это всегда создает должный градус заинтересованности, смерть родителя – формирует должную атмосферу мрачности (что поддерживается рисовкой), ну а возникающие из ниоткуда ключи позволяют быстро придумывать продолжение особо не замарачиваясь. Тот самый идеальный вариант, когда все можно придумывать «с колес», попутно объясняя как бог на душу положит. Кстати, я люблю такие аттракционы – и если это сделано хорошо, не вижу причин, почему от такого подхода надо отказываться.
Есть ли здесь невероятная по своей глубине сатира, как в Орде ? Нет. Есть ли здесь требование к фундаментальной подготовки в области мифологии, как в Песочном человеке ? Тоже нет. Сюжет без зазубрин? Куда ж без зазубрин. Что здесь есть – в целом обаятельная история будто родом из 90-х, как мне кажется, она была бы блестяще экранизирована лет 30 назад, и даже стала бы золотой классикой. Сериальный характер «до Игры Престолов» формата; обязательное появление главного злодея в роли ученика той же школы; нарочитое нежелание расставаться с персонажами (кстати, тоже выдает не очень опытного писателя – боязнь отпустить своих героев) – убежден, что в воспоминаниях еще появится папа, в роли призраков – другие герои, в общем, не отпустит их автор – все это окатывает приятными волнами ностальгии. Слишком дорог каждый герой для начинающего писателя. Да, когда-то литература была такая. Только данный графический роман был издан не 40 лет назад, а 10 лет назад, что уже настораживает. Кстати, ужаса здесь нет, но есть легкая невротизация читателя – как по мне, сделана не на 9 из 10, как у Кинга, но на полноценные 7-8 из 10.
Без претензии на шедевр, но я прочитаю этот цикл.