Больше рецензий

27 февраля 2019 г. 01:33

439

4.5 История о том, что совы — это не то, чем они кажутся

Ладно-ладно, совы тут не причем, но «Риджийский гамбит. Дифференцировать тьму» Евгении Сафоновой действительно не то, чем она кажется на первый взгляд. И на второй. И вообще, всё здесь один сплошной коварный обман.
Книга начинается с того, что главная героиня Снежка, (не)обычная студентка одного из факультетов МГУ с зубодробительным названием одним погожим деньком тонет в Москве-реке. К слову, не без чужой «помощи» тонет, и выживает лишь чудом. В буквальном смысле. Ибо утонув, Снежка попадает в иной мир, Риджию, где её, по всем законам романтического «попаданческого» фэнтези спасают случайно проходившие мимо прекрасный принц и могучий чародей (две штуки). Ладно, не принц, а Повелитель дроу Алья и его придворный маг и ближайший друг, Лод. Чем ни завязка для типичного лавбургера с любовным треугольником? Вот только вместо «истинной любви», статуса Избранной, редкого Дара и прочих магических плюшек Снежка получает кое-что другое. А именно – рабский ошейник и статус бесправной рабыни. Потому что дроу, пусть и знают о «попаданцах» из другого мира, но относятся к ним далеко не лояльно. Особенно тогда, когда им вот-вот грозит война с их «светлыми» родичами-эльфами и людьми.
Вот вам и первый «обман»: вместо сладкой сказочки о любви и приключениях в другом мире (которую всегда невольно ждёшь от большинства историй о попаданках) получаешь довольно мрачную историю о противостоянии «тёмных» «светлым» со всеми полагающимися здесь интригами и махинациями. Риджия находится на грани жестокой и бескомпромиссной войны, буквально геноцида, и Снежка оказывается буквально в центре всего этого клубка из многолетней вражды, ненависти, недоверия и слабой надежды на примирение.
К слову, о самой Снежке. Героиня она…непростая. Нетипичная. Не наивная добрая мышка с жалостливым сердцем и не менее большими розовыми очками. Не длинноногая языкастая стерва, уверенная, что весь мир крутится только вокруг неё. И даже не высокоактивный социопат. Снежка умна, причём, умна не номинально, а буквально, недоверчива, осторожна и очень даже амбициозна. Тараканов в её голове примерно поровну с гениальностью, как и желания защитить себя любой ценой и не желания идти при этом по чужим головам. Сложно назвать её «приятной» героиней в том смысле, который обычно вкладывают в это слово по отношению к героиням-«попаданкам» романтического фэнтези, но это и не романтическое фэнтези в чистом виде, если уж на то пошло. Нет, Снежка колючая, подозрительная до паранойи и невероятно достоверная. Живая. Маленькая умная девочка в окружении сильных и опасных врагов. Девочка, которая слишком рано повзрослела. Девочка, которая слишком хорошо знает, что если ты не ферзь, то ты пешка, а «съесть» пешку никому не составит труда. Девочка, в которой под ледяной корочкой логики намешано слишком много чувств, чтобы её не любить. По крайней мере, мне такая героиня очень полюбилась, и я не раз ловила себя во время чтения на мысли, что я искренне переживаю за Снежку.
Другие герои истории тоже не подкачали, они не оттеняют и не обрамляют главную героиню, а живут свое жизнью, которая была у них ещё до её появления в Риджии. Особенно хорошо автору удалось показать «тёмных», на фоне которых «светлые», к сожалению, меркнут. (Очень надеюсь, что во второй книге цикла автор исправит это упущение).
И именно с героями связан второй «обман»: если совсем немного копнуть глубже, сковырнуть слой политического противостояния и хитросплетений заговоров, убрать весь пафос «большой игры», знаете, чтобы мы получим в итоге? Грустную, даже горькую историю о самых обычных детях. Сломанных, одиноких, беспомощных под грузом ответственности, предубеждений и многовековой вражды. О детях, которым пришлось слишком многое и слишком рано пережить. И которые слишком крепко увязли в паутине истории, которую сплели ещё до их рождения.
Итог: несмотря на «шахматное» название, «Риджийский гамбит. Дифференцировать тьму» очень похож не на саму партию, а на подготовку у ней. Евгения Сафонова познакомила нас с основными «фигурами» и расставила их по местам. И лишь переворачивая последнюю страницу ты понимаешь, что вот теперь действительно началась настоящая игра
P.S. К слову, в финале читателя ожидает довольно интересный твист, вся прелесть которого не во внезапном «вотэтоповорот!»е, а в том, насколько логично и закономерно он происходит, хорошенько при этом меняя восприятие происходящего и хорошенько встряхивая читателя.