Больше рецензий

snob

Эксперт

Сноб Лайвлиба

25 февраля 2019 г. 20:33

2K

5 Слепой повелитель мух…

Дождь сползал по стеклу, а Сарамаго окутывал меня слепотой. Фрагменты слов липли на глаза, превращаясь в сплошной текст. У людей со страниц, которых называют персонажами, забрали имена. У женщин отобрали синеву взгляда, длину юбок и прочее, куда по наитию устремляется моё внимание. Так на страницах "Слепоты" маленький мальчишка потерял маму, а я – конкретику и детали. Но книга удивительна. И если в этой истории, незрячий писатель выводил буквы, неужели я не могу попытаться нацарапать пару абзацев про обнаженную женщину в мире слепых.

Меня увлекла мысль – причина слепоты у главных персонажей. Я думаю, Сарамаго не просто так тратит несколько листов на эти нюансы, показывая, что делал человек перед тем, как ослеп. Но прежде, о штукатурке в сюжете. Открыв книгу, читатель увидит перекресток в центре города. Здесь есть важная связка в описании – люди двинулись по черной асфальтовой ткани. Звучит красиво. К тому же этой тряпкой Сарамаго завязывает глаза читателю. До минуты написания рецензии я и не обращал внимания на то, что ткань – черная. Дальше я начал спускаться по строкам и прочувствовал, как ослеп водитель. У этого бедолаги, которому свезло первому открыть континент слепых, теперь перед глазами была ночь. Плёнка, матовая пустота, занавес. Впоследствии эту болезнь нарекут "белой слепотой". Темное, светлое. Португальские контрасты. Сарамаго расставляет фигуры подобно шахматисту, создавая иллюзию причинно-следственной связи. Здесь и вырисовывается следующая мысль – что есть слепота? Наказание? Благо? Или же случайность? Люди появляются на страницах зрячими, а становятся слепыми. Водитель, угонщик, жена водителя, доктор офтальмолог (какая ирония), жена доктора, старик с повязкой на глазу, проститутка в черных очках…
Поскольку болезнь набирает обороты, слепых помещают в закрытое здание, напоминающее клинику для душевнобольных. Но ведь большинство психов – личности, кто король Кастилии, кто говорит с Иисусом… А у наших слепых нет даже имён. Выйти из здания нельзя. Коробки с провиантом доставляют по расписанию. Привыкайте. Лучшая часть книги – это как раз-таки уют и взаимоотношения трёх палат в психушке. Первая партия слепых – это 6 человек. Смешная ассоциация полетела к шестёрке Oceanic, беседующих в палате номер №6.

Разберем последние мгновения перед слепотой.
Акцент на главном персонаже сделаем ниже, а пока поговорим о компании.

1) Водитель. Судя по всему, ослеп случайно. Это же так забавно. Накажем каждого, но начнём с того, что ткнем мизинцем в первого попавшегося человека. Сколько потребуется слепых, чтобы создать слепоту? В нашем случае – один, который сидел в машине на перекрестке, ожидая переключения светофора.
2) Его жена. Сделаю ставку, что ослепла за свой страх и за то, что не поехала с супругом.
3) Офтальмолог. Доктор теряет зрение, копошась в книгах. Множественное число тут по тексту. Возможно, показательно наказывается тяга к знанию, к ненужной науке.
4) С девушкой в черных очках (с проституткой) всё ясно – ослепла, когда была с клиентом в гостиничном номере. С учетом библейских мифов, ей еще относительно повезло.
5) Неизвестный. Делится тем, как ослеп в музее. Судя по описанию, смотрел он на несколько картин и в том числе на холст "Тайная вечеря".
6) Старик с повязкой и бородой (без бутылки Рома). Полез смотреть, что с глазом и белый занавес закрыл сцену мира. По тексту – "жжение в пустой глазнице". Возможно, старческое любопытство.
7) С угонщиком понятно – угнал машину у слепого, как итог, слепота.

Вероятно, люди из списка все равно бы ослепли. Но тот нюанс, что на описание последних мгновений расходуются авторские страницы, заставляет задуматься над случайностью. Это-то и отличает литературу от сценарного фольклора.

Теперь о женщине, которая не ослепла – жена офтальмолога. Тот факт, что её глаза не потеряли способность видеть, даёт возможность предположить, что в стране оставались и другие видящие. Женщина, которая видит в мире слепых — это чудный образ. Из наблюдателя она вырастает в вожака. Персонаж проходит своеобразную арку – меняется внутренне и внешне, обретая лидерскую атрибутику. Женщина делает свой выбор и куда важнее, решается на него, взяв в руки ножницы (* заметьте, авторский выбор, как по мне, здесь тоже не случаен, ведь ножницами удобно разрезать ткань т.е. слепоту) Она становится неформальной королевой, впуская в свой дом компанию из слепых. Ее отличительная черта, что она идет за супругом, ни на минуту не сомневаясь и не останавливаясь. Неизвестно, как она поступила бы, будь у неё дети. Но из текста мы можем выловить такие детали – ей под пятьдесят лет, она худощава, терпима и притягательна. К сожалению, нам неизвестно… яркость её глаз, изгиб улыбки, цвет волос и морщинки на лице. Как я и говорил, читатель слеп. Нас за руку ведет женщина, которая вынуждена смотреть на раскиданные фекалии в округе в одиночестве. Я ей сочувствовал. Например, лицезреть секс на фоне испражнений… Как прозаично. Если это наказание, неизвестно, кого наказали больше – слепых, которые из людей превратились в животных (а по сути, всегда ими и были) или женщину, вынужденную смотреть на падение людей. Мне здесь вспомнился апокриф "Хождение Богородицы по мукам".

Далее, пару слов о собаке, на груди которой плакала наша "королева". Подумалось, что пушистый приятель получился человечным. И вроде бы собака, может помогать слепым… но почему-то выбирает зрячую женщину. Но ключевое здесь другое. Женщина плачет не на груди у мужа, а у пса, который в состоянии увидеть изменения мира. Кстати, в книге нет, как минимум трех вещей – кошек, пения птиц и сновидений. Наверное, Сарамаго явно не кошатник.

Касаемо отсылок и авторских заплаток. Их здесь полно. Взять те же девять могил, словно девять кругов ада. Или квартира под седьмым номером на втором этаже, как символ нового мира. А вспомним раненого слепого. Он истекает кровью, но упорно ползет по ступеням вниз. Это один из самых ярких эпизодов, который оправдан с художественной точки зрения. Ведь я, в роли наблюдателя, спускаюсь к истокам человеческой сущности, туда, где культура осталась пылью на старых фотографиях. В подвалах этого здания появляется нескрываемая агрессия с иерархией, которая надевает корону всевластия. Повелитель мух в новом белом мире. И тошно смотреть на поведение слепых обезьян-людей, равно как слепому чертовски больно ползти по ступеням, ибо кровоточит рана. Цемент отдает холодом и влагой, оставляя на теле царапины и ссадины. Хочу еще сказать пару слов о ступенях - кирпичиках из словесных переплетений. Понятно, что это своеобразная лестница падения. Но примечательно (и красиво идейно) что Королева на последних страницах поднимается по лестнице в храм. И самое эффектное – ступеней ровно 6 штук. Здесь также важно, что ей помогает супруг…

Как всегда, хочется отыскать явный смысл и объяснение сюжетных задумок. Но как мне видится, всё здесь случайность. Обыденная несправедливость. Аренда женского тела, изнасилование детей, бесконечные расхищения, эгоизм людских душ… Можно назвать это слепотой, а можно – человечеством. Грустный лейтмотив в отличной книге про слепых. Я могу только рекомендовать к чтению.

p/s
Хочешь, я скажу тебе, о чём думаю сейчас. Хочу, скажи. Я думаю, мы не ослепли, а были и остаемся слепыми. Слепыми, которые видят. Слепые, которые, видя, не видят.