Больше рецензий

24 февраля 2019 г. 20:48

92

5 Сложный, многогранный текст

Как искры костра разлетелись они —
Отступники-рэйна, презревшие храм.
Их дети наказаны вечным проклятьем:
Терзает их голод, жестокая жажда.

Текст, сразу скажу, непростой. Он скорее для тех, кто предпочитает любоваться красотой и богатством слога, а не следить за перипетиями сюжета. Автор повести - еще и отличный художник, и словом он скорее рисует, чем рассказывает, используя настолько неоднозначные (хотела сказать "нешаблонные", но понятие шаблонов к этому тексту вообще не применимо) метафоры, что порой теряешься.

Он очнулся среди вечерних теней, делавших стены еще тяжелей и плотнее.
Страх Фреи, затопляющий дом почти триумфальным звучанием.
Мой голос падает вниз. Густая боль перетекает от ладони к ладони сквозь плечи, сквозь каждый вдох.


Кого-то это может оттолкнуть, потому что в текст надо вчитываться и вдумываться, чтобы оценить его красоту. "Темной воды напев" - для неспешного чтения; это не та вещь, которую можно мимоходом "проглотить" в маршрутке. К ней сложно остаться равнодушным – постепенно текст либо раскрывает все свое богатство, все темные и, что уж там, не совсем здоровые стороны личности героя, либо остается за рамками восприятия. Эта повесть для тех, кто готов читать истории мрачные, где-то даже давящие на психику. Погружение в мир главного героя - Инсэ (о нем чуть ниже) - полное и абсолютное. И какое-то время после прочтения все вокруг видится серым и тусклым. Редкая книга так меняет восприятие.

Настрой повести - гнетущий, прямо-таки свинцово-тяжелый, только изредка разбавляемый светлыми мгновениями. Самая очевидная ассоциация - с восприятием мира душевнобольным. Тоска, апатия, безнадежность, черно-серая палитра, осень, холод, дождь, одиночество - лучик солнца, перезвон струн, надежда - и снова холод, мрак... Абсолютное слияние с героем. На мой взгляд, это, безусловно, говорит о мастерстве автора, но хотите ли вы сливаться с таким персонажем и видеть мир его глазами - вот в чем вопрос.

По мере чтения складывается впечатление, что автор не торопится пояснять происходящее, рассказывать о мире книги. Ощущение двойственное. С одной стороны, так слияние с героем становится полным – читая, принимаешь его знание о событиях и его точку зрения. С другой – сложно ориентироваться в происходящем, не понимая, с чем вообще имеешь дело. Немного помогают эпиграфы, но это не спасает от неожиданно возникающих в тексте «откровений».

Теперь о главном герое. Инсэ... Музыкант? Хикки? Убийца? Честно, мне сложно было даже понять, человек ли он. Для человека - слишком сильный, опасно-одаренный. Для вампира или другой темной сущности - чересчур человечный. В книге упоминается "рэйна" - поскольку это мое первое знакомство с авторской вселенной, я могу только предполагать, что именно представляют собой рэйна. Похоже, что-то вроде богов или демонов, хранителей мира - могущественных, обладающих мрачной магией. К рэйна принадлежит отец Инсэ, так что сам Инсэ - полукровка. Но отец - отступник, и дети его поражены проклятьем, их терзает вечный город и мучает жажда. И мы встречаем Инсэ как раз в тот момент, когда его темная сила начинает пробуждаться, а первой жертвой этого пробуждения становится юная невеста Инсэ - Варэи.

Инсэ - своеобразный персонаж, замкнутый, погруженный в свой внутренний мир. Он весь в себе, если можно так выразиться. Реакции людей удивляют его, он не понимает и не может предугадать поведение случайных знакомых. Он похож на слепого или на затворника, впервые вышедшего в большой свет. Дыхание людей кажется ему грязным, осязаемо-душным. Кажется, Инсэ стремится к одиночеству, а исключение готов сделать только для тех, кто отнесется к нему с теплом и любовью.

Несмотря на погруженность в себя, Инсэ тонко чувствует отношение других людей к себе, видит их искренность или двуличность. Он не смотрит на поступки, а заглядывает в душу. Наивный как ребенок, Инсэ, тем не менее, видит людей насквозь - и это помогает ему понять, кому стоит довериться, и кто заслуживает жизни. В какой-то момент я начала воспринимать Инсэ как полубога, распоряжающегося судьбами простых смертных. Рядом с кем ему легко - тот достоин жить дальше, как Элла. Кто "душит" своим присутствием - тому не повезет, как Варэи или случайным попутчикам в повозке. Инсэ забирает их одного за другим. Забирает предателей. Так мы узнаем, что в этой вселенной есть те, кто презрел ценность живого мира, кто мечтает о мертвых огнях, о железных землях – их зовут отступниками. Так что это - история о постапокалипсисе? Здесь есть города-призраки, где люди выживают кое-как, ждут подачек с вертолетов, будто манны небесной. Слово «космопорт» ошарашивает, когда встречаешь его в тексте – так не вяжется оно с описываемым миром. Здесь есть рэйна-предатели, презревшие храм (природу? Самоценность традиционного уклада?), и люди-предатели, обитающие в мертвых городах. Так, может, это рассказ о противостоянии ценностей – о том, как люди отказались от гармонии, от единства с природой, как выстроили лишенные души города с неживым сияющим светом? Сложно сказать однозначно, но можно воспринимать и таким образом.

В повествовании смешиваются все модальности - цвета и запахи начинают звучать, эмоции приобретают материальные свойства. И так же смешивается содержание повести. Ее сложно отнести к какой-то одной категории, к какому-то конкретному жанру. Непросто даже определить, о чем именно она пытается нам сказать (и пытается ли вообще).

Может быть, это рассказ о мире после глобальной катастрофы. Или – с таким же успехом – это может быть повестью о противоположности магического и материального. Не зря же единственным, кто поддерживает Инсэ, становится «отсвет прошлого» – Рисэй, призрачное создание. Может быть, это история о том, как люди, забывшие магию, пытаются ее же и использовать, чтобы вернуться к нормальной жизни.

А, может быть, это и вовсе рассказ о вечном противостоянии Творцов и Обычных Людей, которым чуждо любое искусство.

Сюжет… он линеен и довольно непритязателен – побег Инсэ из дома, путешествие через города, встречи с разными людьми, и дружелюбными, и откровенно враждебными, и, наконец, обретение своего места в этом мире.

Есть что-то в этой книге, возвращающее к традициям – какая-то полускрытая тоска о старом укладе, о верованиях в богов, о жизни в единстве с природой. Мне кажется, этой повести не нужен сложный сюжет – ее ценность не в том, о чем она, а в том, как она рассказана. Запутанные ходы только все бы испортили. Ведь мы смотрим глазами необычного существа и переживаем происходящее вместе с ним, пропускаем события через призму его странного взгляда. Порой непросто даже понять, что же именно происходит с героем – восприятие одновременно обострено и смазано, похоже на полусон. Но вместе с тем текст не портят и простые описания эмоций – я счастлив, я не люблю петь, я безмятежен.

«Темной воды напев» многогранен, и воспринимать его можно по-разному. Думаю, каждый найдет в нем что-то свое – и в этом, равно как и в уникальном, ни на что не похожем языке, его ценность.

Источник