Больше рецензий

23 февраля 2019 г. 12:31

744

4 Соси кабель, Ковач!

В порядке поступления информации:
Первые 50 страниц вызвали восторг и надежду, что так будет и дальше. Надежда быстро умерла, потому что «Фурии» покатились по рельсам «Ангелов» – опять нанотех, только во второй книге он был корпоративным и неистребляемым, а в третьей, кооперативным и черным, годным к зачистке. Там был «Клин» и Каррера, здесь «деКом» и Курумая. Там отряд бойцов, тут новый отряд бойцов. Блин. Все это будет интересно фанатам боевого кибера, наверно. Так было первые 200 стр. К счастью, они оправданы.
Еще через 50 стр. появляется заявленный клон, встреча в духе взаимных оскорблений «Сам дебил!» Затем пошла лирика, Ковач встречается со старыми корешами.
Отличия от предыдущей книги есть. Все события происходят на родной планете Ковача – Харлане. Красивые локации. Бандюки, якудза, попы, солдатня, серферы-революционеры, вдохновляющиеся черным квадратом (шутка, квадрата там не было) – все это здесь где-то есть, но тонет в тонне, убивающего интригу, трепа. Фабула хороша, закручена отлично, но как всегда Морган ее размазал на 700 стр., разведя на эту чертову тучу страниц сентиментальное контекстное блаблабла.
Возникает стойкое ощущение, что взрослый мужик Морган в душе так и остался ребенком, которому ничего не надо, кроме как поиграть в танчики и иногда помацать сиськи. Сурово потрахались, затем вагон сантиментов. За это говорит и его неумение выписывать женских персонажей, хоть он и старается – непривлекательные они. Я уже не говорю как он любит загибать романтику в секс, а потом разгибать обратно – тоже штука на любителя. Все это прокатило бы, если б было упругим и компактным, но все очень размеренно.
Не хватает фетишизма (ну кроме кабелей, о которых будет написано далее). Вот мехкуклы, например. Мимоходом приползли и незаметно умерли, не добавив никакого колорита. Или вирусная оболочка. Я сначала подумал, что это Ковач, так было бы круче и уместнее, но автор пропустил этот момент.
Если бы не общая канва истории, интерес вообще бы сгинул, но повороты приятные есть. Проскакивают и поэтические обороты, мне больше всего запало «метр ветра между нами».
Поначалу текст читался труднее, потому что был перенасыщен выдуманными терминами, которые лишь тормозили восприятие. Затем пошло гладко. Не скажу, что неинтересно, скорее наоборот, просто очевидно, что при минимальных усилиях можно было сделать книгу лучше, просто сократив ее. Видимо, главный фактор здесь коммерческий. Оттуда и объем, и сериальность.
«Никто больше не хочет делать историю, только большие деньги» © Р. Морган
Детали Морган прописывает, высунув язык, меньше бы ковыряния героев и рефлексии по этому поводу, и было бы окей. Спрессовать все это в 300-400 стр., и было бы супер.
Образ же Ковача в «Фуриях», якобы еще глубже раскрывающий себя, окончательно развалился, превратившись в остаточный условный рефлекс бывшего чрезвычайного посланника (и просто человека) – убить, зависнуть, потрахать, зависнуть, свалить, опять потрахать, поковырять в носу, яростно позыркать, вспомнить былое, опять убить, снова зависнуть. Это я утрирую, потому что полкниги он и этого не делает, он, блин, раскрывает себя. О, мне это так было нужно (сарказм).
Поскольку сам Ковач не вызывает никаких эмоций, не было никакого смысла в раскрытии персонажа (там вообще никто эмоций не вызывает). Чего переживать за него, если он абсолютный беспринципный гондон, который действует соответственно своим порывам. Поэтому все эти объемные разговоры по логике никакого смысла не имеют.
По сути за несколько веков существования и множество воплощений его не должны колыхать детские травмы, он вообще должен слабо понимать, что он такое. Если ему не стирали память (а этого не было), по-любому он бы изменился, но Ковач все тот ходячий примитив, как бы он не фыркал на свою молодую копию. «Ты там не был!» – кричит он много раз. В плане трансформации личности здесь по-прежнему все убого.
Есть прикольные моменты, когда, например, во время секса личности Сильви переключаются, или когда рука новой оболочки спасла Ковача, или серферы, использующие вместо наркотиков вирусы (тема не раскрыта), или орбитальный салют. Но там же идет кусок с которого я просто укатился под стол. Мало того, что «ее щелка опустилась ему на лицо», ну прямо как НЛО, в самом деле (оставим это на совести переводчика), так они еще поочередно сосали ее (Сильви) кабель (оставим это на совести автора). Если бы у Моргана было чувство юмора, он никогда бы так не написал. Я понимаю, что он хотел этим сказать, но при серьезном тоне книги – это просто трэш. Переводчик же явно от себя добавил гайдуков и фразу «говно на палочке», что, согласитесь, в оригинале вряд ли могло иметь место. Я уже не говорю про «завали хлебало» и иже с ним.
И, ей-богу, задолбал Морган своими лампами Ангьера, баббл-тентами, голопорнухой, куэллизмом, а еще – лирикой. Я бы сказал, как бы это странно не звучало , что это лирическая книга о круговороте насилия.
И еще, часто упоминаемые топонимы вроде Вчиры и Дравы как-то подтачивают драматический пафос происходящего. Это я придираюсь. Хотя, нет. Колоритную разборку с Шегешваром (подводный бункер, шквал, ямы болотных пантер) автор зачем-то позорно запоганил идиотской сентиментальщиной.
Но развязка меня восхитила – Протекторат всех поимел. Ха-ха. А его поимели марсиане. Блин, тут уже не смешно. Теперь с оглядкой на технологии можно заработать паранойю или вовсе заполучить технофобию.
Морган увязал все нити книги в одно большое полотно с впечатляющим заделом на продолжение. Я восхищен.
Как бы там ни было – книга впечатлила. Читается не в ущерб времени, мир прописан, интересные события есть и много. Финал бьет по башке. И, если в предыдущем томе главными минусами были сюжет и объем, то в этой – только объем. Если никуда не спешите, можете смело эскапировать в мир Ковача, он имеет полное право на существование в передовом приключенческом сегменте фантастики.
PS: А ведь мог получиться культовый триллер – бомбы с псевдоличностями, мафия, первые семьи, вирт, киберсолдаты, упоротые серферы, вирусы, эх…
Хотя и так славно. Мощный в развязке посткиберпанк, когда уже непонятно кто с тобой говорит – человек или машина. Вау.

Комментарии


Гайдуки, что характерно, в оригинале всё-таки были :)