Больше рецензий

sinbad7

Эксперт

Иксперт Лайвлиба

22 февраля 2019 г. 07:48

641

4 Образование и религия, как взаимоисключающие биомы

Процесс, который привёл от амёбы к появлению человека
для философов должен быть очевиден как прогресс,
хотя неизвестно, согласилась бы амёба с этим мнением.

Бертран Рассел

Луки 8:4-8
«Когда же собралось множество народа,
и из всех городов жители сходились к Нему,
Он начал говорить притчею: вышел сеятель
сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало
при дороге и было потоптано, и птицы
небесные поклевали его; а иное упало на
камень и, взойдя, засохло, потому что не
имело влаги; а иное упало между тернием,
и выросло терние и заглушило его; а иное
упало на добрую землю и, взойдя, принесло
плод сторичный. Сказав сие, возгласил:

кто имеет уши слышать, да слышит!»

Очень интересная книга, из многих других биографических книг выделяющаяся не только рассмотрением в рамках одного произведения жизни и противостояния двух выдающихся людей того времени Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского, но и попыткой изучения причин и следствий такого многолетнего конфликта, а также рассмотрением через призму этого конфликта, другого, более глобального - конфликта образования и религии, логики и веры, прагматизма и чуда.

Читая Басинского с первых страниц начинаешь ощущать тот огромный пласт литературы обработанной для того, чтобы восстановить перед нами картину ушедшего времени, чтобы приблизиться к Толстому так, как не приближался еще никто. Сам Толстой здесь воспринимается не просто сферическим гением в вакууме, он буквально рождается на наших глазах, как в физическом, так и в духовном смысле. Мы знакомимся с его мамой, умершей вскоре после его рождения и оставившей настолько глубокий след в творчестве и раннего и позднего Толстого, что неизвестно, был ли этот след так глубок, если бы Толстой вырос окруженный материнской любовью и лаской. Проходим вместе с его отцом путь от горя, вызванного смертью жены до любви к троюродной сестре Т.А. Ёргольской, отказавшей ему, на плечи которой после смерти любимого легла забота о его детях, без возможности делать это по праву матери. Так что путь воспитания Толстого был настолько бессистемным, насколько это вообще возможно. Сменявшие друг друга гувернёры, один из которых знаменитый Сен-Тома, тётушки в количестве трёх штук, братья Николай и Сергей, приобщившие Лёву-Рёву к сексуальной жизни, крепостные дядьки, девки и прочая, и прочая....

Трудно сказать, состоялся бы Толстой, как писатель, если бы не пропитанное любовью к рано ушедшей матери "Детство", которое всё ностальгия по детству, которое для Толстого было синонимом потерянного рая. Толстой потерялся как тот мамонтёнок, тоскуя по материнской любви, пытаясь заменить её любовью к жене, после первой же брачной ночи пишет "Не то!".

Басинский делит творчество Толстого на два этапа - первый отмечен его исканиями в области человеческих отношений (Война и Мир, Анна Каренина), второй - его духовные искания, когда он пытается проникнуть в суть религии, прийти к вере, но, как и всякий образованный человек того времени не признает божественность Иисуса, чудеса и воскресение из мёртвых. Если бы это был человек другого масштаба, то его искания не потрясли бы так умы российской общественности, как это произошло в случае со Львом Толстым и зашло настолько далеко, что дошло практически до предания Толстого анафеме, и только вмешательство относительно прогрессивного духовенства настояло на замене анафемы на отпадение, то есть Толстой считался таким "блудным сыном", которого церковь не одобряет, но и не считает возможным какие-либо отношения в плане религиозного сопровождения жизни закоренелого грешника, отвергающего самое святое.

Противостояние Толстого и Иоанна Кронштадтского на самом деле не является противостоянием двух людей в обычном смысле, Толстой называет отца Иоанна "добрым старичком", Иоанн сокрушается о горе Толстого, так и не познавшего радость веры. Это два конфликта - первый - Противостояние Толстого и официальной церкви с её обрядами, которые Толстой пользуясь приёмом "остранения" называет не иначе как "колдовством", второй - попытка отца Иоанна защитить церковь от таких нападок. Причём ни один ни другой участник конфликта не воспринимает другого, как личного врага, а напротив даже и уважает за вполне ощутимые заслуги.

А что же отец Иоанн, так незаслуженно обойдённый мной в описании его жизни. Тут всё немного сложней чем с Толстым. Иоанн Кронштадский является официально признанным святым православной церкви, поэтому вся его история - это история становления святого, начиная от чудесного обретения способностей к учению, заканчивая чудесным поступлением на учёбу в Петербург. Чудеса сопровождают отца Иоанна на каждом шагу, поэтому так трудно поверить.

И вот теперь о вере, верующим дальше лучше не читать, там богохульно








Когда я читал о начале религиозной деятельности отца Иоанна в Кронштадте, у меня возникла одна бредовая идея о природе веры. Два казалось бы не связанных между собой факта:
1. Отец Иоанн начинает свою деятельность с посещения самых бедных и преступных кварталов. В которых полно грязи, больных и умирающих людей.
2. Описываемое чудо исцеления от тяжелейшей болезни происходит после одного интересного обряда: отец Иоанн крестообразно дует в лицо болящему.
О чём они вам говорят? Ну пока ни о чём, а если задуматься над таким фактом: дети из так называемых "неблагополучных" семей носятся по улице одетые во что попало и чуть ли не босиком и не болеют, а дети благополучные заболевают от малейшего сквозняка. Закалка, скажете вы, возможно. Но что если существует особый вид микроорганизмов живущих в симбиозе с человеком и поддерживающих его здоровье в идеальном состоянии, ну может не в идеальном, но достаточном для нормального функционирования. Побочным эффектом действия такого микроорганизма является вера в бога, вездесущее всезнающее существо, любящее своих детей-рабов, заботящееся о них, повелевшее плодиться и размножаться, говорящее ешьте - это моя плоть, пейте - это моя кровь, при этом происходит передача микроорганизма от носителей, к еще "здоровым"(почему в кавычках, потому, что человек является домом для огромного количества других микроорганизмов), поэтому и есть церкви "намоленные" - в которых высока концентрация бога, и "новые", в которых концентрация ещё мала.

Почему же я ставлю в заголовок противостояние религии образованию, как противостояние двух биомов? Да потому, что образованность - это тоже свойство некоего микроорганизма, повлиявшего на наш мозг таким образом, что он стал способен на огромный рывок в науке и технологии. Для этого микроорганизма уже не важен был человек сам по себе, а лишь его функция, как ячейки большого общества, поэтому поддержка здоровья отпала за ненадобностью. Но если нет религиозных обрядов как же происходит передача носителя? Сами догадаетесь? Или подсказать? Ну ладно, про прививки слышали? Возможно,это оно, тогда правительство в курсе. Если нет, то это ежегодные эпидемии "гриппа", сопровождаемые прививками. Была амёба - стал вирус.. Первым тревожным звоночком о приходе нового "хозяина" была скорее всего эпидемия "испанки".

Имеющий уши - да слышит

Долгая прогулка, 2019