Больше рецензий

21 февраля 2019 г. 17:38

1K

5 Безгрешность не равно purity. Возможны спойлеры.

Сто раз уже обещала себе, что буду читать такие книги в оригинале. Тогда я не буду все время спотыкаться о видение переводчика. Может, я придираюсь, но «purity»и «безгрешность» для меня разные понятия. Как непорочность и чистота помыслов – то есть изначальная неспособность или отсутствие намерения грешить – и безгрешность как итог, что не всегда результат этой внутренней чистоты, иногда у грешника просто возможности нет. Если бы господин Франзен читал по-русски, он мог бы подтвердить или опровергнуть мою мысль, но, видимо, каждый из нас так и останется при своем.

Вообще Франзен, конечно, тот еще сноб. Я назвала бы его мастером аллюзии, если бы он в глубине души не считал читателя недалеким и не объяснял постоянно, в чем же именно аллюзия заключается. Только пояснений связи Пип с Диккенсом я насчитала три штуки). Но это мелочи. Франзен написал монументальный роман – в нем жизнь целого поколения и по кусочку от предыдущего и следующего. В центре повествования – поколение Андреаса, Аннагрет, Тома и Анабел (ни в коем случае не Аннабель!). Все они были молоды и безгрешны (переводчик использует это слово повсеместно, ок, let it be so). Когда-то. Но потом что-то пошло не так – то ли с ними, то ли с миром. Андреас и Аннагрет убивают. Том и Анабел протестуют против денег ее отца, которые считают нечистыми. И те, и другие словно в клетке собственного брака. Они построили эти клетки сами, но не позволяют себе выйти. Андреас, в конце концов, находит для Аннагрет достаточное объяснение расставанию – их брак был тюрьмой, в которой они отбыли срок за убийство. Томас не искал никаких объяснений, он просто сбежал. Впрочем, еще неизвестно, кто от кого сбежал – Анабел родила ребенка и спряталась с ним так, что если бы не компьютерные технологии и могущество Андреаса, создавшего свою интернет-империю (в попытке разрушить интернет-тоталитаризм, ха-ха), Пип не знала бы своего отца еще 23 года.

И это – только верхушка айсберга! Все истории настолько глубоки и многогранны, что из каждой получился бы полноценный роман. Феминистки, заставляющие мужчин писать сидя (ооо, мужчины, вот только не начинайте, мы теперь знаем, что, протестуя, вы писаете в раковину!); социальные сети, в которых есть все – от грязного белья вашей соседки до исчезнувшей ядерной боеголовки; сумасшедшие матери, калечащие детей своими комплексами (их, я считаю, перебор для одного романа, м, Джонатан?); отцы, раздающие миллиарды бывшим зятьям; фильмы, гениальность которых очевидна только автору; боливийский рай, созданный одним человеком… Краткий перечень спойлеров).Каждый герой романа по-своему пытается бежать от прошлого. Они бросают мужей и жен, обрывают все связи с родителями, уезжают работать на край света, меняют имена и внешность, гоняются за фоторепортерами, чтобы стереть с карты памяти несколько компрометирующих кадров. Но прошлое все равно находит их – даже убийцу в боливийском раю, даже миллиардершу за кассой провинциального супермаркета. Находит и требует вернуть долги.

Эти семьсот с лишним страниц я прочитала за три дня. Многое понятно и известно наперед, персонажи Франзена – не выдуманные супергерои, это люди, похожие на наших соседей и на нас, тщательно оберегающих свои тайны и рассуждающих о чистоте и непорочности. Присмотритесь к уединенно живущей соседке. Возможно, в молодости она снимала скандальные фильмы и грезила о спасении коров.