Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

20 февраля 2019 г. 17:54

1K

4 Продолжение истории цвета

Первый рассказ был о синем, теперь пришла очередь черного. Книги по построению и похожи, и нет. Так как синий цвет долго отсутствовал, его история началась намного позже. Черный же присутствует в жизни человека с древнейших времен. Вот с них и начинается рассказ Пастуро о черном цвете и его роли в символике, геральдике, религии, искусстве, моде и даже социальной жизни.

Первые главы очень интересны, так как рассказывается в них о двойственности цвета, о разном восприятии. С одной стороны черный - негативный цвет, так как он связан с тьмой, которую люди бояться. Но с другой стороны это цвет земли, а значит плодородия. В первых главах рассказывается о зарождении суеверий и культов, о том, как менялось восприятие цвета. Жаль, что тут не сильно развернуто написано, хотелось бы поподробнее, но свои основные мысли Пастуро здесь выложил и заодно обозначил линию, по которой будет двигаться дальше.

Естественно, так как речь идет о черном, в этой монографии огромная часть отдана религиям. История черного неразрывно связана с культами. Пастуро, переходя к периоду Средневековья, рассказывает о том, как искусственно менялось значение цвета, как подгонялась символика под христианскую веру, как значение символов менялось на противоположное. И вот тут становится очень много повторений - всё это я уже читала в других его работах: триада цветов (черный-красный-белый); замена символического значения некоторых животных, которые были почитаемы римлянами и германцами - кабан, медведь, ворон... Эти отрывки из других трудов тут уместны абсолютно, так как в данную монографию нужно было собрать всё о черном цвете и его истории. Ну и его любовь к медиевистике, конечно, тут тоже весьма заметна. Поэтому в книге очень много о символике, а бОльшая часть текста посвящена средневековью и христианской традиции, которая формировалась в том числе и с помощью того, чтобы менять положительные символы язычества на отрицательные, придавая им значения проявления сил зла.

Влияла религия и на искусство, на отношение к цвету и свету. Распря между клюнийцами и цистерцианцами по поводу убранства храмов повлияла на появление двух ветвей, одна из которых впоследствии была близка протестанству, другая к роскоши, которой украшались католические соборы. Дальше следует переход к геральдике. Это тоже конек Пастуро, поэтому тут для меня снова случилось "повторенья - мать ученья". Даётся очень краткий рассказ о происхождении и развитии геральдики, что необходимо для раскрытия темы, так как с появлением геральдики черный утрачивает свой статус одного из основных цветов. Однако с другой стороны именно благодаря геральдике черный наконец-то покидает палитру дьявола и свой негативный статус, который ему пришлось нести аж три столетия подряд. В период XIV-XVI веков черный вновь обретает не только отрицательный, от него уже никуда не деться, но и положительный смысл.

Отношению к черной коже отдана своя часть внимания. Пастуро рассказывает о том, как менялось отношение - от негатива в рыцарских романах до позитива после христианизации темнокожих. В пример Пастуро приводит легендарную царицу Саввскую, но сия личность всё же слишком противоречива, чтобы согласиться с тем, что этот исторический персонаж был только положительным. Мишель Пастуро и сам вспоминает, что именно её фигура стала прообразом странных и страшных негативных персонажей, а саму её кое-где воспринимали не как святую, а как колдунью.

Как и в истории о синем, так и здесь, очень интересна была часть, посвященная истории окрашивания. Красильщики долго не могли добиться настоящего черного цвета, пробуя различные ингредиенты. В этой части Пастуро, описывая историю красильщиков в черное и их попытки добиться нужного цвета, вновь возвращается к символике, так как цвет с ней неразрывно связан. Например, в эпоху Филиппа Красивого черный приобретает символ аскетизма и добродетели, поэтому становится атрибутом представителей власти. Черный становится статусным цветом. Закон против роскоши - социальная и идеологическая необходимость. И здесь черный снова выигрывает. Уже к концу XVI века черный становится символом всех христианских добродетелей. Начинается рождение черно-белого мира.

Оно связано с появлением книгопечатания. Пастуро отмечает некоторую романтизацию черного на фоне белого. Лаконичная красота черно-белых гравюр. У геральдики в печати цвет заменили условные символы, значки, орнаменты, которые позже преобразовались в элементы рисунка - новую систему кодирования цвета.

Идем дальше и переходим к Реформации. Кальвинисты, протестанты, а за ними Контрреформация и возникновение барокко, где вновь всё меняется. А там темный XVII век, очередной витое охоты на ведьм. Противоположности и столкновения - Версаль и протестанство, роскошь дворцов и нищета народа. Чем хуже, тем быстрее оживают суеверия и страхи. Вновь под раздачу попадают черные животные. Неуверенность и постоянная тревога становятся общим уделом, а люди возвращаются к суевериям. Начинается новая эпоха религиозной нетерпимости. Но уже скоро грядет настоящая революция.

Начиная с 1580 года в работах о цвете всё меньше рассуждений о символике, всё больше науки. Ньютон совершает свое открытие - дисперсию цвета и природу спектра. И вот черный опять меняет своё место и значение - он выведен из хроматической системы, выброшен из мира цвета.

Последняя часть о XVIII-XXI веках. Пастуро сначала вновь возвращается к Реформации и трениям между сторонниками цвета и их оппонентами. В XVIII веке победили первые. На столетие. Но тот период, который называют эпохой Просвещения. Эпохой триумфа цвета. А черный в этот век вновь сдает позиции. Но лишь до того момента, когда в конце столетия людям приедается сладковатая романтика. Возникает мода на романтических героев с участью печальной, провозглашающих власть чувств над разумом. Вот кого сатирически описывает Гофман в своем "Песочном человеке". Эти модные персонажи представляют собой "неуравновешенные существа, вечно охваченные тревогой, подчиняющиеся злому року и испытывающие влечение к смерти". Появляются и входят в моду готические романы. Мистика в моде - черный вновь на коне! В XIX веке черный становится не только цветом готических романов и печального романтизма, но и символом века. XIX век - вторая индустриальная революция, время угля и гудрона, железных дорог и битума. Черный властвует везде. Он идёт в народ.

Переходя к ХХ веку, Пастуро говорит о том, как первые фотографии и кинематограф формируют очередной черно-белый мир, мир без цвета. Но это вновь меняется с окончанием войны и новой революцией цвета. Однако, как отмечает Пастуро, черный цвет отнюдь не сдает своих позиций. Об этом постарались дизайнеры, кутюрье, стилисты. Для черного всегда есть место. Черный цвет символизирует стиль и элегантность. Однако с другой стороны это цвет радикалов и неформалов. Т.е., как мы можем наблюдать, двойственность черного прошла сквозь все века в современность и теперь снова имеет и позитивный, и негативный смысл. Причем примерно в равных пропорциях.

Эта монография Пастуро хороша тем, что она информативна при небольшом объеме. Автор уделяет внимания различным аспектам жизни и истории, где играет свою роль цвет. И написана она достаточно доступно и интересно.

Прочитано в рамках игры "KillWish".

Комментарии


Судя по рецензии, можно подумать, что это офигеть какой кирпич))


А там всего 168 страниц.)) Но разнообразной информации много.) И от первобытного времени до нашего века. Поэтому и рецензия длинная.))


Классно
Люблю такое)